На днях возвращалась с отдыха в популярной у туристов теплой стране. Подумалось, как же выгодно отличается наш европейский сервис от южного. В их аэропорту служащие перекрикиваются, не обращая внимания на пассажиров, ведут себя шумно, часто бесцеремонно. При этом с чувством собственной значимости проверяют QR-коды, как на сертификате о прививках, так и на латвийском COVID-pass. Но делают это на глаз, без считывающего устройства.
Незаметный сервис
У нас в Европе обслуживающий персонал придерживается принципа "хороший сервис - сервис незаметный". Однако, прилетев в заснеженную метельную Ригу поздним ночным рейсом, поняла, что с выводами поспешила. Сервис в аэропорту Рига был не то чтобы незаметным, он был совсем невидимым, нахлобучив снежную шапку-невидимку по самые пятки.
Сначала нам объявили, что ступеньки трапа обледенели, и пассажиры минут 20 терпеливо ждали, пока их, ступеньки, не обработают. Потом около часа усталые после пятикратной проверки паспортов в Хургаде, полуторачасового опоздания из-за погоды в Риге и пятичасового перелета пассажиры около часа ожидали багажа, хотя наш борт был в это время в аэропорту единственный.
"А что вы хотели - снег. - Парировала атаки недовольных путешественников неосторожно показавшаяся на глаза служащая аэропорта. - Машина для перевозки багажа не может подъехать к самолету".
Но позвольте, мы еще в Египте знали, что в Риге метель. А в аэропорту Рига, похоже, не знали. Или это последствия увольнения кадров "воздушных ворот" Риги в разгар "коронакризиса"? Или все спят? Ну тогда рано или поздно нам все равно придется нанимать на работу узбеков, филиппинцев или тех же египтян. Хотя они к нам вряд ли пойдут.
"Инфраструктура рижского аэропорта на справилась с внезапно выпавшими атмосферными осадками", - объяснили мы свое опоздание таксисту.
"Так вся Рига не справилась. Из трех дней снегопада убирали дороги лишь один день, и то, наверное, чтобы перевезти гостей саммита НАТО, - развил тему водитель. - Такого никогда не было, по мостам проехать невозможно".
И тут становится понятно предложение президента Латвии восстановить институт государственных министров. Государственный министр по уборке дорог мог бы быть весьма полезен, будучи снабжен надежной лопатой!
Снег растает, но деньги - тоже
Только такой чиновник не вписывается в концепцию экономии. Ведь, если верить словам столичного мэра Мартиньша Стакиса, если чистить подряд все улицы, Рига разорится.
"Такой день, как сегодня, обходится рижанам в 300 тысяч евро. 300 тысяч евро в день! Это очень большие суммы. Поэтому мы очень тщательно смотрим на это все. Если бы сегодня выпало 30 сантиметров снега, Риге бы это обошлось в полмиллиона евро, поскольку этот снег нужно было бы еще и вывезти", — признался мэр Латвийскому радио 4.
Несмотря на это, как рапортовали в Рижской думе, в эти снежные деньки продолжалась уборка велосипедной инфраструктуры. У вас там в думе что, окна запотели от усердной работы? Хотя понятно. Рига продолжает "зеленеть" летом и "белеть" зимой - это так натурально и экологично.
Вероятно, после целенаправленной политики по затруднению доступа в город владельцам автотранспорта дошло и до самолетов, которые тоже коптят небо немилосердно. Ведь туристы, особенно "работающие на импорт", то есть оставляющие свои деньги за границей, - это вред. Вероятно, как и автомобилисты, но с них государство и город стригут налоги на содержание дорог, собирают растущий год за годом акциз, усердно взимают штрафы.
Бежим самолетом, поездом, автомобилем
Беда в том, что по столичным дорогам не только мучительно трудно ехать, в латвийской столице все труднее припарковать авто на ночь. Мой коллега недавно переехал с семьей под Ригу, последней каплей стала установка под окнами его дома в центре города запрещающего стоянку знака.
Да что центр, многие места которого уже вполне годятся для съемок кино про покинутый город. За последние пару лет в микрорайоне Кенгарагс в радиусе километра от моего дома закрылись три большие стоянки, плюс огромную стоянку ТЦ "Акрополь" по ночам запретили использовать жителям окрестных домов.
В результате наступления на права автомобилистов - самой экономически активной категории жителей, многие из них вынуждены перебираться в пригороды столицы, со всеми утекающими для нее последствиями в виде налогов. Причем руководство города недовольно тем, что работают эти неблагодарные в Риге, являясь налоговыми резидентами пригородов. А что же вы хотели с таким отношением? Пускай вас содержат велосипедисты и самокатчики!
А многие для окончательного побега из Риги используют даже не автомобили, а самолеты. А скоро нам обещают еще и скоростные поезда трассы RailBaltica! Главное, чтобы было кому чистить рельсы.