"Половина нашего флота уже брошена на оборону Эстонии! Остальные четыре корабля вскоре к ней присоединятся". Эти шуточные слова напоминают старый анекдот про танки вермахта на Восточном фронте, отмечает автор Sputnik Meedia Аллан Хантсом, однако в действительности довольно точно отражают планы эстонского руководства по усилению ВМС республики.
Согласно сообщению Минобороны Эстонии, правительство страны постановило до конца 2022 года перевести суда Департамента полиции и погранохраны Kindral Kurvits, Pikker, Valve и Raju в подчинение Военно-морским силам. Таким образом, вместе с четырьмя пограничными кораблями количество действующих боевых единиц ВМС Эстонии достигнет девяти.
Базироваться усиленный пограничниками флот будет там, где и прежде – в Минной гавани Таллина, где в советские времена стояли корабли Краснознаменного Балтийского флота, благо, места там хватает. От прежних планов устроить новую базу ВМС в соседней с ней гавани Хундипеа ("Волчья голова") по здравому размышлению решили отказаться – слишком затратными будут строительство и переезд.
Вместе с судами статус военных приобретут и люди, связанные с ними: члены экипажей и берегового персонала – всего порядка 70 человек. Необходимые поправки в законы, призванные сохранить имеющиеся у них сейчас социальные гарантии, будут приняты до конца марта 2022 года.
Объединенному флоту придется выполнять как военные, так и гражданские задачи - например, заниматься охраной водных границ, спасением на море и борьбой с загрязнением вод. В Минобороны Эстонии уверены, что это будет способствовать более рациональному использованию кораблей.
Предпринятая правительством военно-морская реформа стала продолжением взятого несколько лет назад курса на оптимизацию государственных расходов под предлогом более эффективного их использования. Именно с этой целью в свое время были слиты в единое ведомство прежде отдельные друг от друга департаменты полиции и погранохраны.
С одной стороны, расходы действительно, вроде, уменьшились: ведь главе Пограничной службы в составе Департамента уже не надо платить такую зарплату, как самому гендиректору этого ведомства. С другой – эффективность работы полицейских и пограничников в одной "упряжке" вызывает серьезные сомнения. В конце концов, принцип разделения труда давным-давно был придуман не самыми глупыми людьми и не на пустом месте.
Корабли ВМС Эстонии большую часть своего времени действительно простаивают у причала – учения проводятся не так уж часто, а просто так, "вхолостую", бороздить морские пространства весьма накладно – флот-то ныне уже не парусный, и ходит не на дармовой силе ветра, а благодаря очень даже недешевому в последние годы топливу.
Но такова уж вообще специфика воинской службы: государство в мирное время кормит солдат, чтобы те в случае необходимости в пресловутый "час Х" могли защитить его даже ценой своей жизни. Устраивать военные поселения в аракчеевском стиле, где военные занимались сельхозработами, чтобы прокормить себя и свои семьи, в наши дни как-то не принято.
Если же и дальше последовательно проводить реформы в духе оптимизации и рационализации, то "логично" было бы не останавливаться на полпути и после объединения полиции с погранслужбой и передачи их кораблей в состав ВМС влить самих полицейских и пограничников в состав Сил обороны.
При этом "лишних" сократить, а самих солдат нагрузить обязанностями по слежке за соблюдением порядка и охране границы. А чего им без дела штаны в казармах за казенный счет протирать? Чай, войны нет, а русские вопреки всем заявлениям руководства Эстонии на нее вряд ли нападут.
Тут, конечно, отдельные несознательные граждане и неграждане могут задаться вполне себе резонным вопросом о том, на кой черт Эстонии вообще тогда армия и военно-морской флот, если ее все равно стережет НАТО, и не проще было сделать наоборот: лишних военных сократить, а полицию с погранслужбой, напротив, усилить за счет освободившихся возможностей. Но это уже тема для отдельного большого разговора.