В ЕС, в частности во Франции, несмотря на уверения политиков, что экономика растет, число бедных увеличивается не по дням, а по часам, пишет автор радио Sputnik Елена Караева.
Цифры, только что опубликованные Caritas (европейская благотворительная католическая организация), сомнений не оставляют – количество нуждающихся, живущих в стране – седьмой экономике мира, выросло за год практически вдвое. В Secours Catholique в прошлом году приходили за едой и одеждой примерно два с небольшим миллиона человек, сегодня их, как утверждают сотрудники, не менее пяти миллионов.
Волонтеры говорят, что ищущие помощи не просто нуждаются в поддержке время от времени, все гораздо хуже – эти люди голодают. В прямом смысле слова – иногда им просто либо вообще нечего есть, либо, и это чаще всего матери-одиночки, они отдают всю еду детям.
Это не частный случай страшной человеческой драмы, а вполне распространенное явление: в Secours Catholique речь ведут о миллионах французов, находящихся не просто за чертой бедности, а живущих за гранью нищеты.
Чтобы не умереть с голоду и не замерзнуть, экономисты обозначают сумму в 730 евро (она может показаться внушительной в России, но во Франции иные цены на все, включая самое необходимое). Те, кто приходит в Secours Catholique, зачастую имеют лишь продуктовые талоны на 230 евро в месяц.
Да, частично государство помогает с оплатой аренды жилья и берет на себя часть трат ЖКХ, но даже в этом случае на эти две сотни евро может, ограничивая себя во всем, прожить лишь один человек. Если речь идет о женщинах с детьми – а они чаще всего становятся первыми и главными жертвами нищеты – это невозможно. Поэтому матери отдают и завтрак, и обед, и ужин своим дочерям и сыновьям.
С этими отверженными вряд ли сталкиваются сенаторы, заседающие в верхней палате Национального собрания Франции: в тот же день, когда был опубликован доклад Secours Catholique, они проголосовали против пособия в 100 евро, которое предназначалось для тех, у кого галопирующая инфляция (под 3% – цифра, невиданная минимум за предыдущие полстолетия) сожрала часть и без того небольших заработков.
Ситуация с инфляцией выглядит настолько угрожающей, что эту тему обсуждает даже владелец крупной сети супермаркетов Мишель-Эдуар Леклерк. Он заявил, что инфляция – с одной стороны, сломанная транспортная логистика – с другой, резкое подорожание энергоносителей, а также неважный урожай, в том числе пшеницы, с неизбежностью потянут цены на продукты питания вверх, и речь идет не о долях процента, а о двузначных цифрах. И подорожание коснется в первую очередь макаронных изделий и муки, то есть того, что покупают те, кто не может себе позволить овощи, фрукты, отборное мясо и сыры.
Господин Леклерк, один из очень немногих бизнесменов его уровня, старается смягчить удар по бюджету французов, поэтому он называет и цифры прибылей, которые плывут (в буквальном смысле слова) в карманы руководства компаний, занимающихся морскими перевозками – это, в частности, CMA-CGM. Чистая прибыль корпорации только за последний квартал составила более 30 млрд евро. При этом компания вновь намерена повысить цену на свои услуги, поскольку у нее – почти монополия на французском рынке.
Приближающиеся выборы ситуацию вряд ли улучшат – нищие не входят в электорат Макрона, а вот крупный бизнес его поддерживает. И не исключено, что во Франции очереди за бесплатным супом будут только увеличиваться, особенно при приближении зимы.