Режим ЧП за забором. В заложниках гостеприимства - беженцы и рядовые литовцы

Впервые за 30 лет новейшей истории (независимости) на территории Литвы введен режим чрезвычайного положения. Километры вдоль границы с Беларусью объявлены прифронтовой полосой, в которой отменяются все нормы демократии и права человека
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Кто организовал миграционный кризис на границах Беларуси и Евросоюза - вопрос вопросов, отмечает автор Sputnik Литва Владимир Матвеев. Президент Беларуси Александр Лукашенко говорит, что это происки ОПГ (организованных преступных группировок) граждан Германии, Польши и Литвы, смутивших умы беженцев из стран, в которых объединенный Запад штыками и танками пытался насадить демократию. А в Варшаве и Вильнюсе виновником "гибридной войны" называют как раз самого Александра Лукашенко.
Вот только заложниками противостояния двух систем государственного устройства стали рядовые жители приграничья. Наслушавшись сообщений о бесчинствах беженцев в той же Германии, жители Литвы однозначно заявляют, что не желают принимать тысячи иракцев и афганцев на своей земле. Они даже готовы терпеть неудобства с ограничением прав и свобод в приграничье, лишь бы на литовских улицах не было нелегальных мигрантов. Появились и добровольцы из местных жителей, которые вместе с полицией и военными вызвались патрулировать границу, чтобы пресекать любые попытки проникновения нелегалов в Литву.
Пожалуй, это первая идея нынешнего правительства консерваторов-либералов, которую народ безоговорочно поддерживает. А ведь недавние опросы общественного мнения показывали, что действия правительства и Сейма Литвы по обузданию коронавируса, экономические реформы и агрессивную внешнюю политику не одобряет большинство населения. А вот введение режима чрезвычайного положения даже политические оппоненты правящих поддержали двумя руками: 122 депутата Сейма проголосовали за, и лишь один был против.
"Такого не было с 1939 года": ситуация на границе ЕС и Беларуси резко обострилась
Еще три-четыре года назад власти в той же Германии с распростертыми объятиями принимали беженцев. Канцлер Ангела Меркель радостно фотографировалась с ними, а многие рядовые европейцы предлагали беженцам поселиться в своих домах. Они надеялись, что свежая арабская кровь не только вольется в экономику, но и освежит генофонд Европы.
Но реальность оказалась куда прозаичнее. Новые европейцы не желали идти работать, а требовали дармовых пособий, заселяли целые кварталы европейских городов и устанавливали в них свои порядки. Сегодня в такие кварталы Парижа, Рима или Берлина даже полиция не рискует наведываться.
Криминальные сводки пестрят сообщениями об изнасилованиях женщин и девушек выходцами из стран Ближнего Востока и Азии. А министры иностранных и внутренних дел Германии сегодня двумя руками поддерживают жестокие действия польских и литовских пограничников и военных, не пропускающих беженцев на восточных границах ЕС.
Какими средствами сдерживают мигрантов на литовско-белорусской границе? Сегодня об этом ничего не известно.
Слезоточивый газ, дубинки и сторожевые собаки? Все, что происходит в пятикилометровой зоне от границы, где введено чрезвычайное положение, - под строгим контролем военных, полиции и цензоров СМИ.
А права человека, как сообщила премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните во время посещения границы, для литовских властей - святое.
Смахнув крокодилову слезу, она заявила: "Я думаю, что мы делаем все, чтобы гарантировать права человека. Но нужно понимать, что эта ситуация очень сложная в том смысле, что... два международных обязательства сталкиваются в одном месте. Одно из обязательств - защитить государственную границу, которая также является восточной границей Европейского союза, в рамках реализации Шенгенского пограничного кодекса. С другой стороны, обеспечить права человека".
А о том, как соблюдаются их права на гостеприимной европейской земле, беженцы сами рассказывают в соцсетях - в роликах и прямых эфирах с нейтральной полосы на границе Беларуси с Польшей и Литвой. Выводы пусть зрители и читатели делают сами.
Видео
Польша против мигрантов: дойдет ли до стрельбы? Прогноз военного эксперта