РИГА, 10 ноя — Sputnik. Ученые совершили чудо и создали вакцины от COVID-19, помогающие защитить мир, но у них нет лекарства против того, что вызывает четвертую волну пандемии в Европе - недоверия правительству, пишет Politico.
Исследователи и врачи в один голос называют главной причиной отказа от вакцинации недоверие правительству. Хотя некоторая доля сомнений связана с самими вакцинами и скоростью, с которой они были разработаны, кризис доверия в Центральной и Восточной Европе, сердце новой волны пандемии, намного шире.
Глубокое недоверие к институтам, пропагандирующим вакцинацию, породило в регионе армию непривитых, несмотря на доступность вакцин. Это, в свою очередь, стало причиной разрушительной волны заражения и смерти, превзошедшей предыдущие вспышки в Болгарии и Румынии, странах с самым низким уровнем вакцинации в ЕС (23% и 34% соответственно).
И, как пандемия показала много раз, вспышка COVID-19 в нескольких странах - это плохие новости для всего ЕС.
Преподаватель социологии в Будапештском университете Космин Тот считает, что кампании политиков по пропаганде вакцинации потерпели поражение из-за "ненависти к политической системе. Поощрения, такие как денежные призы или бесплатные хот-доги, еще не привели к заметным результатам, а попытки завербовать религиозных лидеров и местных врачей в качестве пропагандистов вакцинации не увенчались успехом.
По данным последнего опроса Eurobarometer, доверие к правительству в Центральной и Восточной Европе ниже среднего по ЕС - это связано с неглубокими корнями демократии в новых странах ЕС.
На сложные отношения между народом и правительством повлияли и политические бури. Болгарией с мая управляет временное правительство, 14 ноября в стране пройдут третьи выборы за год. Правительство Румынии пало в начале октября, и новое пока не сформировано. Словения готовится к выборам 2022 года.
Пока политики беспокоятся о том, как бы не оттолкнуть от себя избирателей, количество случаев COVID-19 растет, а больницы переполняются.
"Девять из десяти пациентов в нашем отделении интенсивной терапии умрут", - рассказал в телеинтервью Иван Пороманский, глава ковидной больницы Пирогова, одной из крупнейших в болгарской столице. По его словам, количество смертей среди непривитых "ничтожно".
Вакцинный потолок
Европа в принципе один из самых неохотно прививающихся регионов мира, однако сопротивление вакцине от COVID-19 еще сильнее обычного, говорит Хайди Ларсон, глава проекта "Доверие к вакцинам" Лондонской школы гигиены и тропической медицины. Это объяснимо, с учетом того, как недавно были созданы эти вакцины.
Тем не менее эксперты, которые следили за предыдущими прививочными кампаниями в Центральной и Восточной Европе, нередко выражают удивление по поводу того, как тяжело уговорить людей на вакцинацию от COVID-19.
"Я удивляюсь каждый день. Даже представить себе не мог, что такое произойдет, - говорит Митя Врделя, глава департамента коммуникаций Словенского национального института здравоохранения. - Мы пытались использовать все знания, которые накопили за последние десять лет, и ничего не работало".
Хотя Эстония справляется лучше, чем Болгария и Румыния, ее уровень вакцинации (57% населения) гораздо ниже, чем в Испании, Португалии или Дании. Психолог Андеро Уусберг, член консультирующего правительство Эстонии научного совета, отметил, что повторяющая черта непривитых - "их относительная удаленность от настроений основной части общества". В Эстонии у этого могут быть культурные причины - уровень вакцинации среди русскоязычных ниже.
Из-за этого страны достигли своеобразного "вакцинного потолка" - поток людей, стремящихся привиться, обмелел. И несмотря на то, что в Центральной и Восточной Европе пострадали от последней вспышки COVID-19 сильнее всех, нет свидетельств всплеска интереса к вакцинации, достаточного, чтобы защитить общество.
По словам Хайди Ларсон, это означает необходимость найти новый подход. "Это напоминает нам о том, что для разных стадий нужны разные стратегии - не просто для разных мест, но и для разных стадий вакцинации," - говорит она.
Одна из таких стратегий - обращаться за помощью к институтам и людям, которым общество все еще доверяет, на самом локальном уровне - это может быть местный парикмахер, фермер, врач или священник. Однако в Румынии попытка правительства привлечь на свою сторону церковь не удалась, более того, некоторые высокопоставленные фигуры в церковной иерархии открыто продвигают теории заговора.
"Румыны - одни из самых религиозных людей в Европе, однако иерархи Румынской православной церкви ничего не сказали в поддержку вакцинации, говорит Эмилиан Дамиан Поповичи, профессор эпидемиологии в Университете медицины и фармацевтики имени Виктора Бабеша в городе Тимишоара.
Другой потенциально успешный метод - использование семейных врачей. Во многих районах Болгарии семейный врач - "это все для пациента", говорит Христиана Батселова, профессор эпидемиологии в Пловдивском медицинском институте. Если врач скажет, что прививаться не надо, переубедить людей будет невозможно. Именно поэтому ее так волнует нехватка знаний о вакцине у семейных врачей Болгарии.
Пряник и кнут
Если агитация не работает, остается одно - принуждать людей прививаться.
Недавно Эстония фактически ввела в действие "вакцинный мандат" - для допуска на многие мероприятия необходим COVID-сертификат. В Румынии для того, чтобы попасть внутрь многих помещений, нужно показать сертификат о вакцинации, отрицательный результат теста на COVID-19 или справку переболевшего. Парламент страны, однако, недавно заблокировал попытку ввести такое правило и на рабочих местах. Словения сделала вакцинацию обязательной для госслужащих, а в октябре ввела "зеленый пропуск" для допуска в рестораны и торговые центры.
Не все согласны с таким подходом - многие считают, что он только усилит недоверие к властям. К тому же он не всегда работает - в Эстонии удалось добиться только небольшого роста количества людей, привившихся первой дозой вакцины.
"Вакцинные мандаты" полезны в некоторых случаях, например, в сфере здравоохранения, говорит Андрей Кирбиш, профессор социологии Мариборского университета в Словении. Однако заставлять все общество прививаться после того, как вы не смогли убедить людей сделать это добровольно - это рискованный путь, который может привести к росту социального недовольства.