РИГА, 10 ноя — Sputnik, Евгений Лешковский. Парадокс – о том, что теперь в Латвии жить тяжелее и опаснее даже, чем в "лихие 1990-е", можно сейчас услышать от людей самого разного рода деятельности: от полицейских и представителей бывшего криминального мира, ну и, конечно, от предпринимателей, один за другим бегущих из Латвии, где теперь заниматься бизнесом стало фактически невозможно из-за чиновников, перекрывших кислород любому роду деятельности и совершенно не поддерживающих тех, кто их кормит своими налогами.
Место рекетиров заняли чиновники
О том, что место бандитов (тех же рекетиров), которых опасались многие в 1990-х, в 2020-х заняли чиновники, которые, по признанию самых разных людей, значительно опаснее как для бизнесменов, так и для обычных людей, рассказал присяжный адвокат, служивший в прошлом в милиции, а позже в полиции, работавший также и в системе частного сыска Михаил Черноусов:
-Вовсе не удивительно, когда предприниматели говорят, что они меньше опасались заниматься бизнесом в лихие 90-е, чем теперь, когда вообще ничего не понять и перспектив никаких не видно. Тогда, в 1990-е, упомянутые предприниматели могли хоть к кому-то обратиться за защитой и помощью, например, к милиции или полиции, а теперь на людей в форме рассчитывать совершенно бесполезно – себе дороже обращаться за помощью к людям в погонах.
Одно из моих первых дел, как работника частного сыска (сразу после службы в милиции) было: вызволить у очень серьезных криминалов двух бизнесменов, взятых в заложники, и мне удалось с бандитами обо всем договориться нормально, без проблем и достаточно быстро.
И еще тогда, когда в 90-е к работе подключались полицейские, то они свое дело выполняли добросовестно, причем это контролировалось органами свыше, а также тогда шло качественное взаимодействие в работе, например, у частных структур и полиции. Еще тогда предприниматели видели перспективы, понимали, что если будут работать по закону, то им ничто не угрожает, и они всегда смогут рассчитывать на помощь той же полиции, а сегодня на нее рассчитывать не просто бесполезно, но и себе дороже в итоге выходит.
И еще мы видим: если в 90-е предпринимателю могли угрожать или мешать представители криминального мира, то теперь – чиновники, причем с первыми разобраться законными методами было значительно проще и быстрее, чем теперь с чиновниками…
У меня были дела как у адвоката, когда клиентам чиновники блокировали счета, закрывали, по сути, бизнес, не давали работать, ломали всю работу, а справедливости приходилось добиваться очень и очень долго. А ведь у бизнесмена все то время, пока приходилось добиваться справедливости, дела стояли, поскольку деньги были изъяты из оборота. А чиновники при этом рапортовали, будто уже столько-то и столько-то крупных сумм изъято в государственную кубышку (на зарплаты и премии политикам). При этом – сколько из этой суммы изымали денег, которые бизнесмены получали действительно нелегально, незаконно, а сколько честно заработано по всем правилам, никто толком не разбирается, а просто рапортует и ломает всем подряд бизнес.
Такой пример. Полтора года назад мой клиент привез из другой страны довольно крупную сумму наличных денег, которые там он получил совершенно законно от продажи недвижимости и собирался здесь оперативно их вложить в дело. Примечательно, что он все сделки с недвижимостью документировал и проводил предельно законно, и при перелете из одной страны в другую все деньги, как полагается, декларировал. Однако, в аэропорте Рига его задержали, перевезли в известное заведение, всю сумму арестовали и начали уголовный процесс "О незаконном происхождении денег". Все полицейские и чиновники тут же отрапортовали о задержании крупной суммы денег для отправки в госбюджет. Конечно, все это было совершенно неправильно, ведь никто не разобрался оперативно: эти деньги были получены предпринимателем законно или нет. Я взялся помогать бизнесмену, и мы очень долго добивались справедливости – более полугода. Человек все это время не имел доступа к своим законным деньгам, чтобы пустить их в дело, да еще и находился под уголовным прессингом. Смею предположить, если бы так поступили с деньгами предпринимателя представители криминального мира (попытались бы отобрать средства), то договориться было бы проще и быстрее, чем с чиновниками. А тут так было: на все наши официальные письма и жалобы, представление бумаг о законном происхождении средств, мы получали лишь совершенно формальные отписки, и понимали, что дело замерло на мертвой точке и никак не двигается. И бизнес этому человеку в Латвии действительно поломали… И так теперь происходит очень часто, - говорит Михаил Черноусов.
Несправедливость нового времени
В свою очередь Юлиус Аншин – президент Латвийской ассоциации независимых экспертов (организации, которая как раз и создавалась на "обломках" "лихих 90-х", вошли в нее специалисты, которые еще успели пройти очень серьезную школу криминалистики советского времени), рассказал корреспонденту Sputnik Латвия следующее:
- Одна из основных характеристик 90-х, как и 2020-х: люди совершенно не уверены в завтрашнем дне. Более того скажу: в 90-х у людей было даже больше уверенности в том, что возможно произойдет завтра, по сравнению с днем сегодняшним. К тому же тогда полиция в Латвии работала несравнимо лучше, оперативнее и продуктивнее, чем теперь. Знаю это изнутри, поскольку в то время я был следователем. Так вот, если тогда у следователя накапливалось даже три десятка дел, это считалось просто немыслимо много. А теперь у некоторых следователей под тысячу дел, и в таком случае даже не идет речь, что какие-то дела будут расследоваться поверхностно, нет – дела просто перешиваются из папочки в папочку, перекладываются со стола на стол. И еще, о чем теперь говорят очень многие: сейчас создаются все условия, чтобы, по сути, повторились 90-е, когда царило безвластие и был разгул преступности. А сейчас что творится? Вы посмотрите, сколько за последнее время закрылось фирм и было уволено людей. И что им всем делать, когда деньги нужны на поддержание дома, на оплату коммунальных услуг, которые никто не отменял и не снижал в Латвии, надо кормить семью, выплачивать кредиты…
При этом беднеющие с каждым днем простые люди видят, как политики совершенно бессовестно повышают себе зарплаты. Конечно, это создает напряженность в обществе и предпосылки к тому, чтобы люди буквально "шли на улицу" и совершали преступления, как было в 90-е. Люди видят и то, какая в Латвии за последнее время коронавирусной истерии царит несправедливость буквально во всем – это увеличивает напряженность в обществе, что потом выплескивается и на улице, и дома. Нервы людей натянуты до предела, что не сулит обществу ничего хорошего, как было и в 90-е. И я понимаю, когда люди самого разного рода деятельности – что полицейские, что бизнесмены, - сравнивают нынешнее время с "лихими 90-ми". Все закономерно. К тому же, из-за всех этих нынешних локдаунов увеличивается потребление алкоголя и наркотиков, а это ступень по лестнице вниз – к совершению преступлений, как дома в семье, так и на улице. А кого во всем этом теперь винить? Простых людей? Конечно, нет. За все в ответе люди при власти, допустившие то, что теперь творится, и то ли еще будет в самое ближайшее время? - говорит Юлиус Аншин.
Профессионалов убрали
И если в те же 1990-е у власти в Латвии, несмотря ни на что, были достаточно сильные люди, как, например, глава МВД Янис Адамсон, то теперь у руля Латвии, в рядах самых разных ключевых структур и той же системы полиции, даже близко таких нет ни по профессиональной хватке, ни по опыту работы. Тогда, в 90-е на разных ключевых постах стояли и люди, которые прошли очень жесткую и большую школу работы в советские годы. Теперь в силу самых разных причин (даже не возраста) равным им попросту нет. В итоге, у общества 2020-х перспективы совсем незавидные.