РИГА, 8 ноя — Sputnik. Желание начать торговлю полисами ОСТА в Латвии выразила еще одна страховая компания, однако выйти на рынок не так-то просто, сообщает Nekā personīga.
Обязательное страхование гражданской ответственности в Латвии предлагают 8 компаний. После почти двукратного скачка цен в 2017 году рынок сейчас стабилизировался благодаря высоким ценам и миллионной прибыли. Ежегодный доход, получаемый от автовладельцев, составляет около 80 миллионов евро. Прибыль в 2019 году составила 10 миллионов, прошлый год, вероятнее всего, также закончился с большим плюсом.
Чтобы начать свою деятельность, компания должна стать членом Латвийского бюро страховщиков транспортных средств (LTAB) - ассоциации, которая объединяет восемь участников. Государство доверило ассоциации заботу о гарантийном фонде OCTA, который покрывает ущерб, причиненный незастрахованными автомобилями. Она также поддерживает IT-системы OCTA.
Страховая компания Balcia до сих пор предлагала услуги в Польше, Германии, Франции и других странах Европы, а теперь получила лицензию Комиссии рынка финансов и капитала. Однако ассоциация решила принять нового члена только с условием: он должен заплатить единовременный вступительный взнос.
Ассоциация потребовала выплатить 176 тысяч евро. Позже сумма была уменьшена до 130 тысяч, а затем снова увеличена до 137. Для нового участника это большие деньги, которые можно заработать, только увеличивая стоимость полисов.
"Возникла неприемлемая ситуация, когда частное объединение LTAB, выполняя задачу делегированных государством функций, создает препятствия для приема новых членов и в то же время для выхода на рынок OCTA в Латвии, требуя непропорциональной и необоснованной оплаты", - говорит председатель правления Balcia Янис Луцаус.
В LTAB уверены, что требование денег оправданно: с 2005 года устав ассоциации предусматривает, что новые члены должны оплачивать часть инвестиций в содержание ассоциации, и другие компании заплатили взносы.
Другие участники страхового рынка - страховые брокеры - считают претензию ведомства необоснованной и антиконкурентной. По их мнению, новый страховщик может существенно изменить рынок.
Balcia обратилась к премьер-министру Кришьянису Кариньшу, министерству юстиции и министерству финансов с просьбой исправить абсурдную ситуацию. Минфин в ответ посоветовал компании обратиться в суд. Однако такой исход будет выгоден для других участников рынка, так как долгое судебное разбирательство задержит запуск нового страховщика.
Компания также подала заявление в Совет по конкуренции о нарушении правил конкуренции. Там также не обещают быстрых результатов.
Председатель правления LTAB Янис Абашин полагает, что размер членского взноса в ассоциацию страховщиков должен быть установлен Минфином. Тогда не было бы и тени подозрений в том, что LTAB создает препятствия конкурентам.
Однако в Минфине заявили, что закон не предусматривает никаких вступительных взносов и поправки по этому поводу в него вноситься не будут, поскольку это будет препятствовать конкуренции.