Порты Латвии отчаялись заработать и ждут министра с мешками денег: реформа продвигается

Газета Neatkarīgā Rīta Avīze побеседовала с министром сообщения Латвии Талисом Линкайтсом по поводу реформы управления портами и сделала выводы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 2 ноя — Sputnik. Уменьшение потока грузов и выручки в латвийских портах не меняет планы правительственной коалиции преобразовать крупнейшие гавани в государственные общества капитала. Эта идея возникла еще 10 лет назад во времена Партии реформ Затлерса, преемником которой является Новая консервативная партия, хотя "реформы" и "консерватизм", кажется, несовместимы.
Менеджмент самих портов, а также управления муниципалитетов, как и люди в министерствах, отбивали эти инициативы, пока в портах было все хорошо. Сегодня у портовых управлений меньше денег – таким образом, меньше ресурсов защищать остающиеся ресурсы. Возможно, там уже нечего сохранять, пишет NRA.
Возможно, порты и муниципалитеты, в которых они расположены, уже с надеждой смотрят на министра сообщения Талиса Линкайтса с мешками денег, которые он регулярно раздает airBaltic, железной дороге и другим заинтересованным сторонам, которые находятся в государственной собственности, говорится в статье.
Транзит
Комиссия Сейма Латвии одобрила портовую реформу
Если верить словам Линкайтса, пессимистичная оценка положения портов, по крайней мере Вентспилсского и Рижского, а следовательно, и необходимость реформы модели управления основывается на их тесной связи с железной дорогой. Было бы сложно объяснить, почему исчезновение тех же самых грузов уже привело LDz к получению статуса поддерживаемой государством организации, а на порты это не распространилось.
Не надо думать, что порты в хорошие времена складывали все деньги, которые они зарабатывали на обслуживании судов, накапливали на офшорных счетах вместо того, чтобы инвестировать их в поддержание инфраструктуры – судоходных путей, причалов, маяков. Поэтому теперь, когда порты потеряли значительную часть грузов, они якобы все равно могут обойтись своими силами и средствами, чтобы оплатить эти работы. Еще менее вероятно, что порты поднимут тарифы на перевалку остающихся грузов, чтобы компенсировать потерянные доходы – латвийский транзитный коридор конкурирует с другими портами на Балтике, поэтому повысить цены – значит отправить грузовладельцев искать перевозчиков и стивидоров в других странах.
Рижский порт выставил на торги причал и участок земли
Также неясно, на сколько затянется период спада в грузоперевозках и чем он вообще закончится – поворотом в сторону увеличения потока или вообще закрытием портов на неопределенный период времени в силу отсутствия экономической целесообразности для их работы. Линкайтс в ответах на вопросы газеты по этому поводу воздержался от прогнозов, также он не прокомментировал планы государства по участию в привлечении грузов.
В текущих условиях портам сложно привлекать займы на поддержание инфраструктуры, сложившаяся ситуация с сокращением потока грузов может затянуться не неопределенное время, поэтому неясно, когда порты смогут заработать достаточно денег, чтобы вернуть кредиты.
У портов, вероятно, будет несколько лет, в течение которых они будут сопоставлять снижение доходов со снижением расходов. Чем меньше в порту грузов, тем меньше судов нужно обслуживать, и, что самое главное, это будут суда меньшего размера. Для меньших судов будет достаточным более узкий и менее глубокий подход к портам, что означает, что порты будут экономить на расчистке пути для более крупных судов. Однако со временем может "зарасти" и мелкий путь, который рано или поздно все равно нужно будет чистить, иначе к гаваням не смогут подойти вообще никакие суда.