В фильмах-катастрофах именно под такие глобальные форумы подверстаны всякие фатальные неприятности, отмечает автор радио Sputnik Михаил Шейнкман. Впрочем, собирались же они в 2015-м на подобную конференцию в Париже, и ничего страшного и непоправимого после этого не случилось. Стало лишь хуже, теплее, заразнее, конфликтнее, опаснее.
В общем, более подходящего момента для мирового климатического саммита, пожалуй, и придумать нельзя. Когда еще объединять усилия для спасения планеты, если не в ситуации, когда даже в товарищах согласья нет. Ссорятся все и по любому поводу. Соседи, партнеры, союзники. Тут бы уже и об экологии сознания подумать, если еще не о душе.
Что же касается окружающей среды, то, в принципе, в Парижском соглашении все есть. Другое дело, что многие только теперь сдули с него шестилетнюю пыль, чтобы как следует подготовиться к мероприятию в Глазго. А там все ходы прописаны. Сдерживание мирового повышения температуры на уровне двух градусов с перспективой понижения этой планки хотя бы до полутора. Ограничение парниковых выбросов. Декарбонизация экономики. Углеводородная нейтральность.
В общем, как сказала 18-летняя ветеранка этого дела Грета Свантевна Тунберг, "бла-бла-бла". В ближайшие пару недель ее будут цитировать на все международные лады. Пусть и другими, более взрослыми, словами. Съехались, чтобы убедить себя в том, что погоду на Земле делают люди, а не какая-то там "небесная канцелярия".
Примерно с такими же мыслями и в Вавилоне начинали строить башню. С тех пор у каждого ее сносит по-своему, в зависимости от его интересов. И на этой конференции тоже.
Скажем, ее хедлайнер (по крайней мере, он сам себя именно таким и считает) Джо Байден благими эконамерениями планирует вымостить дорогу в ад конкурентам – хочет устроить так, чтобы за провалы "зеленой" повестки платили Китай и Россия.
Как оформить это юридически, да еще и через ООН (все-таки у обоих в Совбезе право вето), в Вашингтоне пока не знают, но работают над этим, пожалуй, активней, чем над спасением природы. Байден уже попытался бросить камешки в огород Путина и Си на пресс-конференции по итогам римской "двадцатки". Разочарован, мол, их отсутствием.
"От нас потребуется продолжать концентрировать внимание на том, чего не делает Китай, чего не делает Россия". Как бы намекнул он на то, что потому их и нет, что в то время, когда все о климате хлопочут, эти двое что-то там у себя "не делают".
Хотя конкретно в эти несколько дней они, как минимум, атмосфере Рима и Глазго не сделали ничего плохого. В отличие от Байдена с выхлопными газами сотни машин из его кортежа. Может быть, постояв в таком чаде, генсек ООН Антонио Гуттереш и назвал G20, что считалась увертюрой к Глазго, саммитом "несбывшихся надежд".
С одной стороны, все-таки не умерших. С другой, он и с конференцией в Шотландии не связывает никаких ожиданий. Самое "зеленое", что здесь может произойти, это явление Греты Тунберг. Она, вероятно, и подведет итог форума, исполнив на бис свое бессмертное творение. Потому что от "бла-бла" добра не ищут.