Обвиняй и нагнетай. Чем ближе европейская зима, тем все более деятельнее общественность, эксперты и депутаты всех мастей, отмечает автор радио Sputnik Кирилл Гришин. Они ж за народы свои радеют, сердобольные избранники. А тут такая тема, континентальная, да чего уже там, планетарная. Ибо от энергокризиса потряхивает не только старушку Европу. Симптомы распространились на весь свет.
Рост цен на газ в Европе по сравнению с прошлым годом составил многие сотни процентов, заявляет евродепутат Богдан Жоньца. По его мнению, у этого может быть несколько причин: низкий уровень запасов в хранилищах, отправка СПГ на азиатские рынки и "низкий уровень поставок из России". А Еврокомиссия молчит, и ее инертность подрывает усилия ЕС по обеспечению энергобезопасности и проведению европейского зеленого курса, указывает поляк Жоньца. Ему вот интересно, какие меры ЕК примет в связи с риском газового кризиса предстоящей зимой и как отреагирует на рост инфляции.
Ну а какие, позвольте, меры? В мандате Еврокомиссии нет услуг по добыче, переработке и транспортировке углеводородов. Не занимается она и альтернативными энергопоставками. Так что не очень понятно, как крупная чиновничья структура должна поднапрячься и начать соответствовать ожиданиям польского депутата Европарламента.
Обращает на себя внимание выпад в адрес России, которая держит "низкий уровень поставок". Это уже, мягко говоря, не так: Россия приняла решение нарастить отгрузки в адрес Европы. Но только уровень запасов в местных ПХГ по-прежнему сильно отстает от нормы. Так Европа поставляет СПГ в Азию, значит, надо было позаботиться о том, чтоб не остаться без сырья. Но тут, понятно, контракты.
Слова Жоньцы звучат так, словно он только сейчас прилетел из далекого прошлого либо из далекого будущего. Его риторика свободна от таких замшелых условностей, как то: Третий энергопакет, отчаянная возня вокруг маршрутов поставок газа из России, законодательные ограничения для российского газа, носящие порой явный дискриминационный характер. Словно и нет артикулируемого в подчеркнуто резкой форме негатива к мифической "российской газовой игле". Нет ничего и не было.
А Россия, как явствует из обращения евродепутата, что-то явно должна Европе, причем явно больше, чем прописано в контрактах. Это такой деловой примитивизм из разряда "нам надо, пошевеливайтесь"?
Господа, так не делается. Это рынок – будут переговоры. И далеко не факт, что Европа получит все на тех условиях, что желает иметь.
ЕС уже несколько месяцев пытается искать консолидированный выход из этого тупика. Но ничего толком не выходит. Европейцы какое-то время назад вынашивали идею коллективной покупки российского газа. Подмазывались к России. Мол, "и ЕС, и Россия зависят друг от друга в области энергетики". Это слова главного евродипломата Жозепа Борреля.
Но в Европе давно привыкли к двойным стандартам. Это, например, когда всеми способами клеймят одного из ведущих энергопартнеров, а потом как ни в чем ни бывало пытаются с ним работать. Мол, вы чего, давайте делать бизнес.
Никто не вспоминает про норвежские поставки газа, все как-то сразу подзабыли про катарский и американский СПГ. Эти же истории в СМИ не продаются. А чего же вы тогда, господа евродепутаты, черкните письмецо в Госдеп, например, или в Минэнерго США: "Требуем, мол, больше и прямо сейчас, подавайте скорее". Субординация не позволяет?