РИГА, 26 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. Две основные цифры – доходы бюджета в размере 10,6 миллиарда евро, расходы в размере 12,4 миллиарда. По сравнению с бюджетом 2021 года доходы бюджета вырастут на 1,078 миллиарда евро, расходы – более чем на 1,6 миллиарда евро. Это означает, что дефицит бюджета растет, а закрывать его будут, очевидно, заимствованиями на мировых рынках. Правительство отмечает, что "значительное финансирование" предусмотрено на оплату труда работников сферы здравоохранения, образования, системы внутренних дел. Один из приоритетов – снижение налоговой нагрузки на рабочую силу, а именно – повышение необлагаемого налогами минимума до 500 евро к 1 июля следующего года.
Снижение НДС с 12% до 5% предусмотрено на печатную продукцию: книги и периодические издания. При этом продолжит расти акцизный налог на табачные изделия и курительные смеси, на сахаросодержащие безалкогольные напитки.
По расчетам экономистов, рост ВВП Латвии в 2021 году составит 3,7%, в 2022 году – 5%. В 2023 и 2024 годах ВВП вырастет на 3,5% и 3,4%, соответственно. Обновленные прогнозы оказались оптимистичнее первоначальных, сделанных в феврале этого года.
Макроэкономические показатели также свидетельствуют, что основным двигателем латвийской экономики в 2021 году станет рост частного потребления (6,3%), в свою очередь, в 2022 году прирост может достичь 10,4%. Объем инвестиций может увеличиться в этом году на 4,1%, в 2022 году – на 8,5%. С особой надеждой в контексте инвестиций в Латвии смотрят на доступность фондов Евросоюза, а также – на реализацию долгожданного (и дорогостоящего) проекта Rail Baltica. Среднегодовая инфляция в 2021 году запланирована на уровне 2% и 2,4% - в 2022 году.
Впрочем, многие депутаты и члены правительства считают, что рост инфляции в следующем году выйдет за обозначенные пределы из-за стремительного подорожания энергоносителей и того же насыщения латвийской экономики средствами из фондов ЕС. С точки зрения статистики, правда, инфляция внешне даже улучшит и показатели потребления, и роста ВВП. Другое дело, что будет происходить в так называемой реальной экономике.
Один из самых скандальных законопроектов, включенных в пакет бюджетных нормативных актов, – изменения в законе о вознаграждении должностных лиц организаций государства и самоуправлений. С 2023 года им обещаны щедрые прибавки к зарплатам. В их число входят президент страны, спикер Сейма, премьер-министр, министры, председатель Верховного суда и суда Сатверсме – зарплаты у них вырастут с 1 января 2023 года примерно на 40%. На 10% в среднем вырастут зарплаты рядовых депутатов парламента. В аннотации к законопроекту сказано, что цель повышения зарплат – не допустить оттока кадров в частный сектор.
В ходе дебатов депутаты оппозиции неоднократно отмечали, что нынешняя ситуация, когда в стране кризис, а значительная часть людей и вовсе может остаться без средств к существованию (те, кто откажется вакцинироваться до 15 ноября), – не лучшее время для повышения зарплат правительству. Дата – 1 января 2023 года – то есть уже при полномочиях следующего парламента, думается, выбрана не случайно. Депутат Сейма Валерий Агешин сказал: "Авторам бюджета хочу напомнить, что ежегодно из Латвии уезжают 200 врачей. У нас сейчас не хватает 3500 медсестер, но выглядит так, что у коалиции другие заботы – одарить свой электорат – чиновничество всех уровней".
Из интересного на дебатах. Как и ожидалось, премьер-министр Кришьянис Кариньш все чаще начинает адресно указывать на тех, из-за кого, по его мнению, в стране еще не все в порядке. В случае с коллапсом системы здравоохранения виноватыми оказались невакцинированные жители. Хотя как не вспомнить практически троекратное, по сравнению с 1990 годом, сокращение числа коек и медперсонала в больницах, "языковые" чистки в больницах, которые привели к оттоку специалистов, нежелание нынешнего правительства повышать зарплаты медикам накануне (да и уже во время) пандемии – собственно, от этого и массовая эмиграция латвийских медиков в более успешные страны ЕС, и заявление премьера Кариньша в 2019 году о том, что больничную сеть следует оптимизировать, "Латвия не может себе позволить такое количество больниц". Тогда в правительстве говорили, что в случае необходимости больных будут вертолетами возить в больницы более высокого уровня. Что, собственно, и начинает происходить – в контексте обращения Латвии к другим странам за помощью в связи с пандемией.
При поиске виноватых премьер не мог не вспомнить про соседей: "Наш южный сосед Беларусь и ее нынешний руководитель занимают абсолютно агрессивную позицию в отношении Евросоюза, стран Балтии и Латвии. В результате этого кризиса мы ускорим и отстроим нашу внешнюю границу с нашими южными и восточными соседями. Конечно, это заставляет Евросоюз по-новому взглянуть на общую ситуацию в сфере безопасности".
Россию премьер Кариньш обвинил в создании энергетического кризиса: "Ясно видно, что у всего Евросоюза существует огромная зависимость от природного газа, который преимущественно импортируется. Крупнейший индивидуальный поставщик – Россия: 41% всего газа в ЕС идет из России. Надо уходить от этой зависимости. Мы это в Латвии очень давно поняли, у нас все больше развиваются возобновляемые энергоресурсы, но данный кризис нам надо использовать, чтобы еще быстрее развивать вложения в производство электроэнергии".
При этом многие производства в Латвии вынуждены были закрыться из-за неконкурентоспособных цен на электроэнергию, вспомним о компоненте обязательной закупки (КОЗ), который стал результатом расширения использования "зеленой" энергии, о принятых политических решениях, которые нанесли ущерб интересам экономики и жителям. Судя по всему, народное хозяйство продолжит нести потери и в перспективе – популистские меры по поддержке населения (в виде компенсаций за электроэнергию) поставят в сложное положение именно предпринимателей.
Депутат Союза зеленых и крестьян Виктор Валайнис напомнил об итогах реформ, проведенных правительством Кариньша. Административная реформа, отметил он, завершилась тем, что были перерисованы границы самоуправлений. Реформа высшего образования вылилась в создание советов в вузах, куда трудоустроили политических выдвиженцев. Но не только: "Пугающая ситуация в латвийском транзитном бизнесе. Решения правительства никак не удержали 2000 человек, уволенных с Латвийской железной дороги. Из приносящего прибыль предприятие LDz превратилось в дотируемое. Скоро станут дотируемыми и наши порты…. "Капитальный ремонт" финансового рынка, который критиковали даже сами министры, серьезно подорвал нашу конкурентоспособность. Мы только и видим, что крупные предприятия выбирают другие страны ЕС, где им платить налоги. Причина – давление со стороны финансовых учреждений".
Депутат напоминает, что министры повышают зарплаты себе, при этом игнорируют заявление, подписанное 58 тысяч человек, об освобождении от налога на недвижимость; игнорируют решение Сейма от отмене компонента обязательной закупки.
Конечно, не все плохо. Министерство обороны делает ставку на развитие собственного оборонного комплекса. Со слов министра обороны Артиса Пабрикса, речь идет не только о желаемом производстве амуниции и снаряжения для нужд латвийской армии: "Мы в этом году привлекли из Финляндии инвестиции в размере 63 миллионов евро, и впервые после восстановления независимости Латвии мы начнем производство автомобилей у нас с нуля до окончательного этапа. И это не будет просто производство автомобилей, это будет производство бронемашин. Более того, первые бронемашины на латвийской земле должны появиться уже через два года". По прогнозам Пабрикса, если интерес к продукции выскажут другие страны, производство бронемашин можно будет наладить и на экспорт.
Депутат Вячеслав Домбровский сравнивает ситуацию в Латвии с соседней Эстонией: "Бюджет Эстонии – с ее гораздо меньшим населением – более чем на миллиард евро больше, с расходной частью в 13,6 миллиарда евро, дефицитом бюджета всего 2,6% –вполовину меньше чем в Латвии! Государственный долг – всего 6,3 миллиарда евро. Пару лет назад премьер торжественно заявил: "Приближаемся к Скандинавским странам!" Нет. В лучшем случае мы сегодня настолько же далеки от Скандинавии, как и три года назад. Почему? Во-первых, во время работы 13-го Сейма отсталость от соседей возросла. Особенно быстро возросла отсталость от Литвы. Во-вторых, во время правительства Кариньша денег действительно было "так много, как никогда не было". Госдолг увеличился почти на 7 миллиардов евро. Заметьте, за четыре года наше правительство взяло в долг больше, чем Эстония за последние тридцать лет! В-третьих, этот бюджет стоит на сомнительных моральных основах. Это правительство необоснованно отняло 5% подоходного налога у самоуправлений, существенно повысило налоговую нагрузку для более чем 200 тысяч жителей Латвии. Это правительство также не постеснялось в два раза сократить госфинансирование бесплатным обедам в начальных школах и урезать пособия по безработице. Так вот приближались к Скандинавским странам".
В ситуации, когда страна находится в кризисе, отмечает депутат, высшие должностные лица "думают о покупке рояля за 182 тысячи евро. В ситуации, когда не хватает учителей, медсестер, врачей – нам предлагают существенно поднять зарплаты правительству и чиновникам? Очевидно, наши представления о реальности сильно отличаются".
Во втором, окончательном, чтении проект бюджета планируется утвердить 15 ноября. "Удаленное" рассмотрение проекта бюджета играет на руку коалиции в данном случае – депутаты оппозиции в значительной степени лишены возможности приводить аргументы против бюджетных законопроектов.