В Латвии дыры в бюджете латают старыми покрышками

В странах Балтии так уж повелось, что экологические проблемы давно используют для решения самых разных вопросов, например, экономических и, разумеется, политических
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 24 окт - Sputnik, Евгений Лешковский. К примеру, о химическом оружии, затопленном на дне Балтики после Второй мировой войны, вдруг вспомнили, когда выяснилось, что газопровод с дешевым российским голубым топливом пройдет до Германии, не поворачивая на Латвию.
А теперь в Латвии, бюджет которой весь в дырах из-за коронавирусной истерии политиков и никак не складывается, вдруг вспомнили об очень давней проблеме - утилизации старых покрышек, которыми в стране завалены леса и луга, обочины дорог , берега рек и озер.
Латвийские политики ищут способы как бы собрать в государственную кубышку побольше денег: где за счет чрезмерных и необоснованных штрафов, а где еще как-нибудь. Вот, например, нашли еще один способ. Теперь, водители больше не смогут бесплатно менять старые автомобильные покрышки в автосервисах и просто так сдавать их на свалки.
У Латвии серьезные проблемы с покрышками
Дело в том, что в нынешнем году из–за дефицита и предположительного подорожания зимних покрышек многие водители стали готовиться к зиме сильно заранее и, соответственно, заранее покупать зимнюю резину. Но возникает вопрос - куда деть старые покрышки и почему это нельзя будет делать бесплатно?
Раньше покрышки можно было сдать бесплатно на свалки или в пункты обмена летних покрышек на зимние (оттуда они идут в места сортировки и дальнейшей утилизации мусора). Однако теперь ситуация изменилась.
Многие водители, узнав, что теперь еще и за старые покрышки придется отдавать дополнительную денежку – за "утилизацию "резины" - подняли шум в местных СМИ. Хотя, по правде говоря, платить придется всего лишь 1 евро "за утилизацию" (его будут брать в пунктах обмена "резины") , но и этой денежки , понятно, жалко, тем более, когда в стране с каждым днем все более напряженная экономическая ситуация.

Горы старых покрышек – на украшение Риги

Однако и проблему утилизации старых покрышек как-то решать надо, причем уже очень давно, поскольку Латвия ими завалена, даже в столице в разных местах (в основном на окраине города – в районах Чиекуркалнс, Саркандаугава, Иманта) давно выросли целые горы старой резины. Такие свалки толком никто не разбирает, хотя бы потому, что не решается вопрос: а где и как уничтожать это добро? И, разумеется, это стоит денег – хотя бы на оплату труда тех, кто занимается сортировкой и доставкой мусора.
Президент общественной экологической организации "Латвийский зеленый мост" Артур Плотниекс уже не раз поднимал в обществе проблему использованных покрышек, говорил о ней в СМИ и на разных конференциях.
"Да, сейчас об этой проблеме говорят в СМИ как бы в ином, новом ключе. Однако, хорошо, что вопрос снова подняли. И, если строго и логично, то за утилизацию покрышек должен платить тот, кто на них ездит", - рассказал Артур корреспонденту Sputnik Латвия.
В Латвии намерены использовать старые покрышки для строительства дорог
Он пояснил, что например, в скандинавских странах цена "за утилизацию" изначально заложена в цену покрышек уже при их покупке. Другой вопрос, что в скандинавских странах люди получают несколько большие зарплаты, нежели латвийцы, хотя и налоги на все там существенно выше.
Вообще, в Латвии значительная часть водителей, когда приближается смена сезонов, приобретают покрышки б\у (а старые, часто просто выбрасывают - кто в лес, кто на обочину дороги – в канаву), которые, вполне возможно, были когда-то куплены в тех же скандинавских странах, и изначально там был уплачен налог "на утилизацию", отмечает Артур. Но вот покрышка попала в Латвию, "живет" в этой стране вторую и даже третью жизнь, и никто не платил тут никакой налог на утилизацию.
Это, по мнению собеседника, совершенно несправедливо по отношению к экологии Европы к жителям страны, ведь где-то эти покрышки все же придется уничтожать - утилизировать. – там, где они окончательно сотрутся и их выбросят. И кто за это будет платить? И получается, что за утилизацию уплачено "там", а утилизировать приходится здесь, да еще и за наш счет.

Утилизация на грани фантастики

"А теперь самый главный вопрос - ну, соберут с водителей еще какую-то денежку, а кто и как потом в Латвии непосредственно станет заниматься утилизацией покрышек? Покрышки, как доказано, правильнее всего сжигать при очень высоких температурах – около 1500 градусов, чтобы даже диоксины не выделялись в окружающую среду. В Латвии единственный завод, способный это делать – цементный в Броцени. Но до сих пор там лишь формально решали проблему – как бы сжигали некоторую часть старых покрышек, а реально и централизованно никто в Латвии толком не занимается утилизацией покрышек. Ведь на простую свалку их выбрасывать нельзя, поскольку там они будут разлагаться тысячи лет", - поясняет собеседник.
Он также назвал еще вариант утилизации покрышек – это их дробление в мелкую крошку, которую потом можно, например, добавлять в асфальт или искусственную брусчатку для тротуаров, что делает эти покрытия намного долговечнее и устойчивее к воздействиям окружающей среды. Еще те же дробленые покрышки могут добавлять в материалы, которым застилают детские игровые площадки и спортивные поля, а также полы в спортзалах.
Эксперт рассказал, как выбирать зимнюю резину для автомобиля
"Одно время наша организация предлагала тому же Броценскому заводу как-то помочь решить проблему утилизации старых покрышек, которыми буквально завалена вся Латвия, что с точки зрения экологии – просто отвратительно и совершенно недопустимо. Однако, к нашему предложению не прислушались. Хотя сжигать покрышки в Броцени было бы выгодно всем. Во-первых, вещества, которые содержатся в покрышках, могли бы обогащать цемент недостающими химическими соединениями , от чего тот становился бы только лучше. Во-вторых, хорошо было бы всей Латвии с точки зрения решения проблем экологии", - уверен Плотниекс.
В мире существует ряд технологий по утилизации изношенных покрышек – от простого сжигания в высокотемпературных печах - до переработки в топливо или тонко дисперсионную крошку, имеющую широкий спектр использования, например, для изготовления резинового покрытия спортивных площадок на открытом воздухе, добавок при изготовлении новых покрышек, технологии сбора нефтяных пятен с поверхности водоемов, добавок в состав асфальта, делающим его более эластичным, долговечным и менее подверженным обледенению и так далее, пояснил собеседник.
Он отмечает, что в Латвии периодически проводились конкурсы предложений по утилизации покрышек. Однако условия конкурсов были таковыми, что победителями становился исключительно Броценский цементный завод.
Денег за утилизацию они не просили, зато налог на природные ресурсы им был сильно снижен. Казалось бы, проблема утилизации покрышек решена. Однако есть проблемы со сбором и ограничения по объемам переработки. К тому же, при сжигании покрышек при температурах выше 1100 градусов (а это нижняя температурная граница при "выпечке" цемента) образуются диоксины – а это новая проблема, и очень серьезная.
Артур Плотниекс с покрышкой, которую пора сдавать на утилизацию, но она найдена в канаве у дороги
Плотниекс отмечает, что его ассоциация, искала инвесторов для создания в Латвии предприятия по переработке покрышек "озоновым способом". Технология позволяла утилизировать покрышки на принципах самоокупаемости и даже с небольшой прибылью.
"Это было еще в начале 2000-х, но инвесторов так и не нашлось. И теперь мы все в Латвии имеем массу самых разных проблем", - заключил Плотниекс.