"Европейцы сами себя наказали" – такой примерно общий смысл высказываний читателей The Wall Street Journal, отмечает автор радио Sputnik Ольга Гаврилова.
Автор статьи пишет, что европейские лидеры сами загнали себя в угол, создав газовый кризис, а их попытки реализовать несбыточные "климатические мечты" можно расценивать как "один из величайших в истории актов самовредительства". Комментаторы во многом согласились с тезисами публикации, отметив, что Москва в данной ситуации проявила себя грамотно и теперь извлекает выгоду. В частности, Joseph Breton призывает признать, что Путин умнее и проницательнее всех сегодняшних европейских и американских руководителей.
"Никогда не мешай своему врагу, если он совершает самоубийство". Путину даже не нужно уничтожать нас. Он будет просто смотреть, как мы сами себя уничтожаем. А потом пришлет нам лекарство", – заключает читатель The Wall Street Journal.
Другой комментатор как бы вдогонку предыдущему мнению добавляет, что все это было предсказуемо. Но Россия не уникальна, поскольку Европа и США тоже "не стали бы помогать Москве во имя гуманизма, если бы она по собственной глупости вырыла себе такую же яму".
В целом же, подытожили читатели, слухи о смерти ископаемого топлива сильно преувеличены.
С этим, конечно, не поспоришь, но даже крупные частные газовые и нефтяные компании мира инвестируют в зеленую энергетику, то есть в возобновляемые источники энергии. Пока, действительно, климатические мечты кажутся несбыточными, но если сидеть сложа руки, то глобальное потепление станет настолько явным, что нам придется мигрировать с привычных мест из-за засухи или наводнения.
И это, кстати, уже происходит. Почти все страны мира признали угрозу и подписали Парижское соглашение для борьбы с изменением климата.
Европа в этом вопросе оказалась впереди всех. Правда, пока на бумаге. Уже наготове пошлины и квоты на выбросы и налоги на авиакеросин, а компаниям, которые вкладываются в "чистые" технологии, обещают льготы.
Но ради "зеленого" будущего европейцам придется раскошелиться – продать недорогой автомобиль на дизеле и купить уже подороже электромобиль, платить больше за авиаперелеты, поскольку биотопливо значительно дороже обычного керосина. Многим это не по карману и пока не по душе. Более того, вместо "зеленых" проектов Европа вынуждена была перейти на еще более грязные технологии, когда из-за нехватки газа стали использовать нефть.
Так что, пока заявленная цель сокращения вредных выбросов стала еще на шаг дальше. В условиях газового коллапса не до рассуждений о "зеленом" будущем, все думают, как бы выжить, и считают лишние цифры в платежках. Еврокомиссия уже даже оценила риски закрытия предприятий в ЕС из-за цен на электроэнергию. Об этом заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
По ее словам, электричество дорожает вслед за ростом стоимости газа. Глава Еврокомиссии отметила, что "Газпром" выполнял все свои обязательства по долгосрочным контрактам, но не стал наращивать поставки, как это было ранее. Поэтому, по мнению еврочиновницы, необходимо расширять круг поставщиков, чтобы избежать снижения зависимости от импорта. При этом, заметила Урсула фон дер Ляйен, важно ускорить переход к более чистой энергетической системе, однако газ все-таки необходимо сохранить в качестве "переходного топлива".
В общем, как-то зиму пережить, а там уже конкретно думать о том, как в будущем избежать масштабного энергокризиса, и о "зеленых" интересах. Как говорится, нет газа – нет и проблем.