РИГА, 18 окт — Sputnik, Людмила Прибыльская. В Алма-Ате завершилась международная выставка "Транслогистика Казахстан", на которой после пандемийного перерыва с большими трудностями появились прибалтийские делегации. Говорят, что инициативу проявил заместитель госсекретаря Минсообщения Улдис Рейманис, лично возглавивший делегацию Латвии. За ним последовали ревнивые эстонцы и литовцы.
Поводы для ревности проявились на выставке так же, как проблемы, охватившие отрасль со всех сторон.
Проблемы
Казахстан задыхается от дефицита вагонов для экспорта угля и готов брать их где угодно и гнать обратно под погрузку порожняком, лишь бы быстрее поставить в сползающую к энергетическому кризису Европу вожделенное топливо. И тут могут пригодиться грузовые площадки Риги и Вентспилса, которые с января по август потеряли 92% угля. Только бы Казахстан разрешил отправлять на латвийские станции свои вагоны. Скорее всего, именно об этом вел переговоры со своим казахстанским коллегой заместитель госсекретаря Улдис Рейманис.
Ранее декларировавшиеся как "ворота Китая" хабы в казахстанских Хоргосе и Достыке превратились в огромные пробки, через которые с горем пополам протискиваются грузовые экспрессы в Европу. Вагоны и контейнеры направлением на крупнейшие потребительские рынки Казахстана и Узбекистана стоят на запасных путях с июля. Грузовладельцы готовы везти заказанные в Китае товары кружным путем: морем до Прибалтики (где, на счастье, пустуют порты) и потом автотранспортом или железной дорогой до Центральной Азии. Даже затраты времени (в лучшем случае 50-60 дней) им кажутся малой потерей в обмен на гарантию, что груз все-таки будет доставлен по назначению, а не застрянет в пограничной пробке.
Автотранспорт, следовавший через Литву на Центральную Азию, выстроился в многокилометровые очереди на границе с Беларусью, которая не выдает разрешений на пересечение своего рубежа. Поэтому литовцы скрепя сердце прямо на выставке подходили к единственному частному экспедитору из Латвии, А & A Logistic и предлагали пустить грузовики через латвийскую границу. Для наших перевозчиков пока запретов нет, Латвия все же вредила соседям меньше, чем Литва.
Представительство DB Schenker в Казахстане возглавил латыш Каспар Круминьш, который предложил сотрудничество латвийскому экспедитору A&A Logistic во главе с Георгием Монокандилосом (справа)
© Людмила Прибыльская
Поскольку китайские морские хабы то и дело блокируют операции с контейнерами на Европу, наиболее остроумные перевозчики решили использовать российскую дальневосточную альтернативу. Однако порт Восточный (Владивосток) уже забит, перенаправляет часть судов в Находку. Такого наплыва не ожидала и она…
Тем не менее весной 2021 года начал действовать контейнерный поезд "Владивосток – Калининград" с транзитным временем 14–16 дней. Экспедирование по Латвии для его оператора, АО "Трансконтейнер", предоставляет "дочка" Латвийской железной дороги – LDZ Loģistika, она же уполномоченный агент этой российской компании с международной сетью представительств. Есть тихая надежда прицепить к российскому поезду хоть несколько вагонов в направлении Рижского порта, но пока она не реализуется по ряду неполитических причин – таких, как железнодорожные правила относительно длины составов.
Ревность
Реализуя указание министра сообщения Талиса Линкайтса, министерство ликвидировало департамент транзитной политики простым способом: он теперь называется отделом транспорта и логистики. И пытается играть ту же консолидирующую роль, что и прежде, до санкций и недружественных выходок с белорусскими флагами.
Министру не нравится слово "транзит", однако результаты его политики уже настолько вопиют, что дальше некуда. Ряды участников выставки поредели, и не только потому, что предпринимателям экспортной для Латвии отрасли больше не субсидируют никаких расходов на поездки, кроме оплаты выставочной площади. Даже былые гранды – железная дорога и порты – были представлены в сильно усеченном составе.
Более того: делегацию чуть было не задержали в пересадочном аэропорту Стамбула, потому что Латвии не оказалось в списке стран, граждан которых разрешено допускать в Казахстан. Есть безвизовые страны (Россия, Беларусь, другие республики бывшего СССР), есть визовые (Германия), а вот Прибалтика нигде не числится. И каждый взволнованный пассажир должен был помимо паспорта с визой предъявить сотруднику аэропорта личное приглашение на выставку и протокол межправительственной комиссии!
Ее сопредседатель с латвийской стороны Улдис Рейманис и бросил клич "Все в Казахстан!". Однако его коллеги в МИД не слишком преуспели в налаживании хотя бы визовых контактов с этой партнерской страной. Теперь Рейманис надеется на возобновление авиасообщения с Казахстаном: рейс в Алма-Ату национальный airBaltic открывал и закрывал уже дважды. Но до Узбекистана руки пока не доходят: на выставке в Ташкенте латвийской делегации не будет, хотя основной грузопоток в Центральную Азию формирует именно эта быстрорастущая страна.
Литовцы завистливо посматривали на латвийцев, которых возглавил все-таки официальный представитель государства, и с тоской кивали головами по поводу идей китайского транзита через Клайпеду. После демарша с открытием тайваньского представительства в Вильнюсе они получили от Поднебесной жесткий ответ. Беларусь тоже не заставила себя долго ждать.
Однако и латвийцам пришлось пережить приступ горечи: как раз во время выставки в Казахстане новоизбранный президент Эстонии Алар Карис заявил, что готов встретиться с Владимиром Путиным. Латвии до выборов еще целый год, а сейчас как раз "пилятся" важные грузопотоки, за которые прибалтийские сестры грызутся с тех пор, как рухнул СССР с его плановой экономикой.