Польское СМИ: выгоду от канала через Балтийскую косу получит Россия

Навязчивая идея председателя польской правящей партии нанесет вред природе Польши и позволит заработать российскому бизнесу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 8 окт — Sputnik. Строительство канала через Балтийскую косу правящая партия Польши описывает как удар по России, однако выгодным этот проект может в первую очередь оказаться для российских предпринимателей, пишет Gazeta Wyborcza. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Лидер партии "Право и справедливость" (ПиС) Ярослав Качиньский выдвинул идею о прокладке канала через Балтийскую косу еще в 1990-х годах - в июне 1989 года он был избран сенатором от портового города Эльблонга, а поэтому до сих пор питает к этому городу теплые чувства и интересуется его проблемами.
В Польше надеются найти семь тонн янтаря на Балтийской косе
О таком канале размышляли польский король Стефан Баторий, канцлер Германии Отто фон Бисмарк и руководство Польской Народной Республики, однако каждый раз они приходили к выводу, что расходы превысят потенциальный доход.
Для Качиньского канал стал символом окончательного преодоления зависимости от России - сейчас под ее контролем находится Балтийский пролив, через который проходит единственный маршрут из Калининградского залива в открытое море. При этом экономическое значение этого водного пространства для обеих стран является незначительным, но Качиньский и его партия видят в строительстве канала путь к обретению полной независимости.
Согласно патетичным тезисам пропаганды ПиС, канал на Балтийской косе станет нанесенным по России ударом. В последние годы критиков проекта - экологов или представителей оппозиции - в лояльных партии СМИ изображали практически предателями и агентами Путина.
Реальность, однако, выглядит совершенно иначе - на канале сколотят состояние россияне.
В Польше попытались победить канал через Балтийскую косу любовью
Девять девятых товарооборота порта в Эльблонге, ради которого в первую очередь и строится канал, приходится на Калининградскую область. Россияне привозят туда на баржах уголь, торф и другое сырье, а вывозят, в частности, строительные материалы. Когда появится канал, российские бизнесмены смогут привозить в Эльблонг еще больше угля на еще более крупных баржах. Они уже сейчас потирают руки.
При этом канал на много веков изменит пейзаж Балтийской косы, ее береговая линия будет разорвана, а что за этим следует — нарушится вся экосистема.
Таким образом, стоящая много миллиардов навязчивая идея председателя польской правящей партии нанесет вред польской природе, позволит заработать российскому бизнесу, а органам местного управления даст некоторые шансы на развитие туризма в неопределенном будущем.
В Калининграде нашли способ защитить природу Балтийской косы
Балтийская (или Вислинская) коса — это узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от основной части Гданьского залива. Длина косы — 65 километров.
В мае 2016 года правительство Польши приняло решение о строительстве через Балтийскую косу канала, который соединит Калининградский залив и Гданьскую бухту. В соответствии с планом, строительство канала длиной 1,3 километра и глубиной пять метров позволит заход в польский порт Эльблонг судов морских параметров, то есть длиной до 100 метров, шириной до 20 метров и осадкой до четырех метров. Стоимость проекта оценивается в 880 миллионов злотых.
Россия неоднократно заявляла, что обеспокоена возможной угрозой экосистеме Балтики из-за строительства канала. Совет по правам человека при президенте России подчеркнул, что Балтийская коса вместе с Вислинским заливом является уникальным природным объектом. По информации биологов, только в российской части косы обитает более десяти редких и исчезающих видов животных и растений. Строительство канала не только потребует вырубки лесов, но и изменит водный режим залива, что с большой вероятностью нарушит существующие экосистемы.
В конце февраля прошлого года польское представительство Greenpeace направило жалобу в Еврокомиссию с тем, чтобы не допустить строительства канала через Балтийскую косу. Еврокомиссия призвала Польшу отказаться от строительства канала до разрешения сомнительных вопросов, касающихся экологии. Однако Польша считает, что ей не требуется согласование проекта. В начале июня 2020 года был завершен первый этап строительства канала.