Пошумели. Десять дней и себя, и Европу в напряжении подержали. Теперь расходятся. Дорожно-транспортное происшествие между Косово и Сербией все-таки привело к развязке. Не то чтобы оно реально могло стать предвестником новой балканской войны, отмечает автор радио Sputnik Михаил Шейнкман, но его участники уже не справлялись со своими эмоциями.
А это достаточное основание для того, чтобы начать справляться с чужими. В этот момент к ним и подключились переговорщики ЕС и "миротворщики" НАТО. Есть здесь и такие – KFOR называются. "Голубые береты". Однако до поры до времени им эта история была абсолютно фиолетова. Если что-то и делали, то ставки – чья возьмет.
А там уже и в рукопашную шли, и слезоточивый газ пускали, и конкретно попахивало жареным. Все начиналось как всегда – с провокации. Приштина вдруг запретила движение автомобилей с сербскими номерами, предписав водителям при въезде в автономию или менять их на временные косовские, или от ворот – поворот. Так они себе понимали "принцип взаимности". Сербия, дескать, уже давно так поступает с их регистрационными знаками. Хотя как она еще должна поступать с псевдогосударственной бутафорией? Для нее Косово – не отдельный субъект, а такой же внутренний регион.
Так считают и сербы, компактно проживающие на севере полупризнанного края. Решение его албанских властей вывело их из себя и на улицу. На двух приграничных КПП появились сербские баррикады. Приштина бросила на их подавление 350 бойцов спецназа и бронетехнику, которым строго-настрого запрещено здесь появляться согласно резолюции Совбеза ООН. Потому что им только волю дай. Когда дошло до зачистки, Белград направил к границе регулярную армию и боевую авиацию. А президент Александр Вучич дал НАТО сутки на умиротворение косоваров. Затем еще сутки. И еще. В итоге все возвращаются в места постоянной дислокации.
Кроме KFOR. Эти, наконец, вспомнят, ради чего они здесь, и займутся делом – будут дежурить там, где горячо, – на контрольно-пропускных пунктах. С номерами вроде тоже разобрались. Снимать их уже не надо, но наклейку на государственную символику сделать все-таки придется. То же касается и косовских машин, въезжающих в Сербию.
Иными словами, станут они теперь друг друга "клеить". Хотя все, конечно, понимают, что серьезные отношения между ними вряд ли возможны. Однако переговоры об их урегулировании возобновляются после этого ДТП как ни в чем не бывало.
Для Сербии признание Косово – едва ли не главное условие вступления в Евросоюз. И спросить бы ей, а что в таком случае в нем делают Испания, например, или Греция? Но Белграду, коль настроился на интеграцию, такие вопросы задавать не резон. Все, что ему остается, это изображать дипломатический настрой, по возможности все-таки стараясь "откосить" от ущербного для себя решения. В таком духе эти переговоры, видимо, и будут продолжаться. Пока Приштина еще какой-нибудь номер не выкинет.