Безнадежный: почему F-35 оказался в пятерке худших американских истребителей

Несмотря на серию недавних "гиперзвуковых" неудач, наиболее ярким отражением кризиса развития высокотехнологичных вооружений США стал истребитель F-35 Lightning II, который американские специалисты включили в "пятерку худших самолетов"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Военные аналитики США составили список наиболее провальных авиационных проектов, и вполне заслуженно истребитель пятого поколения F-35 Lightning (Молния) II вошел в пятерку худших самолетов в истории Пентагона.
В рядах "крылатых неудачников" оказались также американские истребители Convair F-102 Delta Dagger, Grumman F-11 Tiger, Vought F7U Cutlass и Bell P-59 Airacomet, которые в разное время не оправдали надежд ВВС США. Ранее в список самых худших образцов вооружения армии США включил стелс-истребитель F-35 американский портал Business Insider. Агентство Bloomberg сообщило, что американские "Молнии" заметно отстают от стремительного развития средств ПВО России и Китая.
Sputnik также рассказывал о критических (неустранимых) конструктивных недостатках и уязвимостях F-35, слишком коротком сроке службы (в четыре раза меньше заявленного – всего 2100 летных часов) и сложности технического обслуживания (последнее уже привело к выводу из состояния боеготовности большинства "невидимок"). И все же американские "невидимки" продолжают удивлять.
Одним дефектом больше, одним меньше... Для ущербного F-35 уже не важно
В Пентагоне планировали к 2025 году иметь в боевом строю 1700 истребителей F-35, однако к сентябрю 2021 года "Молния" так и не дозрела до официального старта "серийного производства". ВВС США сегодня используют около 300 истребителей F-35, а производство новых машин намеренно ограничивают "пиком" – до 156 единиц в 2023 году, и в дальнейшем. Угасающий проект стоимостью 1,4 триллиона долларов американские специалисты давно называют "национальной катастрофой". Наблюдается некая тенденция деградации высокотехнологичных вооружений Армии, ВВС и ВМС США.

Небоевое поколение

Пентагон постоянно и не первый год откладывает официальное одобрение серийного производства F-35, то есть американские летчики и союзники летают на официально "недоделанных" машинах (гробах), и эта линия маркетинга вызывает невольное восхищение. Эксплуатационные расходы истребителя F-35 составляют примерно 35 тысяч долларов в час. Получив в общей сложности 700 таких самолетов, американские и иностранные заказчики ищут сегодня более надежную и менее разорительную замену.
В перспективе ВВС США намерены использовать на F-35A новые, более мощные и экономичные двигатели – из программы Adaptive Engine Transition Program, которые не подходят по размерам к модификациям F-35C (ВМС) и F-35B (Морская пехота). Если ВВС все же интегрируют новый двигатель, это резко увеличит эксплуатационные расходы парка F-35, ведь специалистам придется обслуживать два типа двигателей с разными деталями и сопутствующим оборудованием. Министр ВВС США Фрэнк Кендалл весьма скептически относятся к планам снижения затрат до 25000 долларов за час полета F-35 – к 2025 году. Таким образом, даже мирная эксплуатация "Молний" выглядит разорительнее небольшой войны.
Боевая эффективность "невидимки" не подтверждена официально ни Пентагоном, ни союзниками США в зонах военных конфликтов.
Напротив, сообщалось, что F-35 ВВС Израиля был поражен сирийской ракетой "земля-воздух" ЗРК С-200 российского производства (разработка 1960-х) во время авиаудара по Сирии в 2017 году (в день, когда министр обороны РФ Сергей Шойгу прибыл в Израиль для переговоров с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром обороны Авигдором Либерманом). Израильтяне тогда заявили, что причина повреждения F-35 – столкновение с птицей, но фотоснимком эту версию не подтвердили. Видимость "Молний" на радарах не раз подтверждали специалисты ПВО России и Турции (которая получила ЗРС С-400 "Триумф"). Налицо технологический кризис ВВС США.
Напомню, другой амбициозный проект американцев – истребитель пятого поколения F-22 Raptor – с 1981 года развивался так долго, что по многим параметрам устарел до завершения. Изначально ВВС США планировали получить 750 истребителей F-22 (по 35 млн долларов за единицу), к 1997 году американская администрация сократила заказ до 339 самолетов, к 2003 году – до 277. В итоге построили только 187 истребителей и остановили производство F-22 Raptor. Очевидно, с программой F-35 история повторяется, но американцев это ничуть не смущает. ВВС США ставят перед собой новые амбициозные задачи безусловного "превосходства в воздухе".

Вопреки законам физики

Высокопоставленный американский военачальник Марк Келли на днях заявил, что в последние 20 лет ВВС США были оптимизированы для ведения боевых действий в "благоприятной среде" и требуют революционных перемен, чтобы победить в конфликте высокой интенсивности с "главным противником", то есть с Китаем. По мнению Келли, структура и системы вооруженных сил Китая "спроектированы таким образом, чтобы в первые 30 часов боевых действий нанести больше потерь, чем США понесли за последние 30 лет на Ближнем Востоке". Заметим, Китай мирно настроен по отношению к США, но для американцев это не важно.
Почему гиперзвуковые ракеты России "мешают" американским F-35 и F-22
Генерал Келли отметил, что Россия смогла "аннексировать" Крым, а Китай заявил о своих правах на части Южно-Китайского моря "без единого выстрела", потому что Соединенным Штатам бороться с такими ситуациями стало труднее из-за развитых средств ПВО противника. Чтобы вернуть себе преимущество в мире, США с помощью своих ВВС должны иметь возможность проникнуть в "оспариваемое суверенное воздушное пространство".
Очевидно, за 20 лет безуспешных боевых действий в Афганистане американцы ничего не поняли – готовятся к новым войнам.
Генерал Келли считает, что недоделанные сегодня американские истребители в недалеком будущем смогут проникать в так называемые районы A2/AD (Anti-Access/Area-Denial – зоны повышенной опасности, в которую войска НАТО не могут войти без неприемлемого для них ущерба), прорывая любые системы ПВО, уничтожая авиацию и важнейшие объекты противника. Американская программа создания истребителя шестого поколения Next Generation Air Dominance ставит целью формирование целого семейства интегрированных систем: пилотируемых самолетов, беспилотников, космических аппаратов и киберплатформ. Поживем – увидим.
В этом высокотехнологическом проекте нет ничего принципиально нового. Сквозят прежняя убежденность в "американской исключительности" и архаичное стремление к вооруженному мировому господству – вопреки существующей реальности многополярного мира. Однако безнадежные истребители F-35 и плохо летающие (на испытаниях) гиперзвуковые ракеты США свидетельствуют о технологическом отставании в хронической форме. Бог по-прежнему не готов дать рога "бодливой корове".
Взять на "сушку". Над Балтикой впервые сошлись Су-30 и F-35
Канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram