РИГА, 15 сен — Sputnik. Были знаменитые волнения русскоязычных в связи с тем, что четверть населения оставили без гражданства (1998 год), и как реакция на дискриминационные решения тогдашней Рижской думы в отношении неграждан. Затем несколько тысяч русскоязычных протестовали на улицах (возле Сейма и Минобразования) по поводу реформы русских школ, пишет газета "Сегодня".
Русские школы и "революция зонтиков"
Самая же массовая акция после восстановления независимости имела место в 2009 году, когда тысячи людей собрались на Домской площади, чтобы выразить свое недовольство антикризисными мерами правительства Годманиса. "Революция зонтиков" затем переросла в массовые беспорядки с битьем витрин магазинов в Старой Риге и нападением на здание Сейма и на полицейские машины.
В отношении хулиганов были начаты уголовные процессы. Однако инициаторы "революции зонтиков" в итоге своего добились – поменялось и правительство, и состав правящей коалиции. Вскоре те, кто эту "революцию" на Домской площади организовывал, сами устроились в удобных кабинетах власти. И, кстати, сидят в этих кабинетах до сих пор!
После 2009 года наступила с точки зрения протестов "мертвая тишина". Отдельные акции нескольких десятков пикетчиков у здания парламента, что называется, не в счет – уже и сами депутаты воспринимали недовольную толпу у Сейма как почти обыденное явление. Пикеты медиков, учителей и других госслужащих практически не оказывали на слуг народа никакого влияния, и они принимали те решения, которые заранее были согласованы правящей коалицией.
Протесты 12 лет спустя
Но все изменилось в нынешнем году. Стихийные акции протеста, так называемые флешмобы, сменились на организованные массовые мероприятия, самое громкое из которых имело место почти месяц назад – 18 августа 2021 года. Конечно, кто-то скажет, что от 2 до 4 тысяч человек на улице – еще не массовые протесты. Мол, так, легкая разминка… Однако для Латвии даже одна тысяча пикетчиков – это очень и очень много! Это сигнал, который, кстати, правящие политики и президент услышали. Хотя сперва и пытались сделать вид, что их эти проделки внепарламентской оппозиции мало волнуют.
Первое последствие акции 18 августа – это "пробуждение" главы государства. Эгилс Левитс вспомнил, что у него есть определенные полномочия и пора уже на третьем году президентства этими полномочиями воспользоваться. В частности, президент дал понять правящим депутатам, что им нужно выбросить в мусорник законопроект об обязательной вакцинации. Иначе все равно он, президент, этот документ не подпишет и вернет обратно в Сейм.
Второе последствие – власти притормозили с введением тех или иных ограничений. В итоге, конечно, определенные ограничения из-за третьей волны коронавируса будут введены, но едва ли власти рискнут снова закрывать магазины и учреждения сферы услуг.
Еще одно неожиданное последствие акций протеста – правящие партии задумались о консолидации накануне сеймовских выборов, до которых остается всего год. По неофициальной информации, премьерская сила предложила подумать о совместном предвыборном списке объединению "Для развития/За!". Видать, правящие поняли, что самостоятельно в условиях роста недовольства населения они могут на грядущих выборах проиграть.
Значит ли это, что организаторы акций 18 августа, почувствовав "запах крови", попытаются и дальше раскачивать лодку и нагнетать протестные настроения?