Представитель движения "Талибан"* Забихулла Муджахид заявил накануне, что единственный район Афганистана, сопротивлявшийся контролю талибов - Панджшер, - сломлен. Повстанцы под руководством Ахмада Масуда, называющие себя Фронтом национального сопротивления Афганистана, утверждают, что борьба продолжается.
Что же происходит в Панджершском ущелье на самом деле? Каким источникам можно верить? Как будет развиваться военная ситуация в ущелье в ближайшее время и чем она грозит странам Центральной Азии и Европы? Об этом в интервью Sputnik рассказал военный эксперт Алексей Леонков.
Талибы мечтают о реванше
Муджахид и Масуд заявляют абсолютно противоположные вещи, подтвердить или опровергнуть которые пока невозможно. По словам Алексея Леонкова, ни одна из сторон сейчас не признается в потере контроля.
"В любом конфликте достоверность информации нужно делить на десять, - говорит эксперт. - Стороны либо преуменьшают свои потери и преувеличивают потери врага, либо заявляют, что фактически контролируют ту или иную территорию. С третьего сентября мы с вами получаем информацию, что Панджер пал, потом ее опровергают. Затем говорят, что Ахмад Масуд бежал, но это не соответствует действительности".
В реальности захватить Панджшерское ущелье нелегко из-за его географического положения, отметил Леонков.
"Там множество ответвлений, откуда можно до бесконечности вести вооруженную борьбу - при условии, что у вас достаточно боеприпасов и людских ресурсов, - объясняет эксперт. - А отследить все козьи тропы, по которым снабжение будет происходить, сложно".
Леонков напоминает: "Талибан"* пытается захватить Панджшерское ущелье второй раз, и этот факт может мотивировать бойцов организации, ведь они хотят взять реванш.
"Это взятие для "Талибана"* знаково и важно, потому что Панджшер является знаменем неповиновения", - говорит он и добавляет, что мировая общественность наблюдает за разворачивающимися событиями, но не вмешивается в них.
""Талибан"* так и остается террористической организацией, официально никто отношения к нему не изменил - ни ООН, ни страны Запада, ни Россия, - говорит Леонков. - К тому же, несмотря на то, что талибы объявили амнистию, расправа над противниками идет - какие-то кадры попадают в Сеть. Получается, дела "Талибана"* расходится со словами, и страны, граничащие с Афганистаном, занимают осторожную позицию".
Как прокормить 37 миллионов?
Перспективы Афганистана осложняются еще и тем, что экономики как таковой в стране нет, подчеркивает Леонков.
"Даже если талибы заблокируют Панджшер, местные жили там столетиями, найдут, чем пропитаться, как выжить. Сложно будет лишь тем, кто попытается зайти, не зная особенности долины. У них возникнут проблемы с продовольствием", - поясняет он.
Впрочем, проблемы с продовольствием рискуют стать общеафганской проблемой, говорит эксперт.
"Американцы, когда уходили, заблокировали все финансовые счета, которыми пользовалось правительство Гани, - отмечает эксперт. - "Талибану"* они недоступны. А страна жила за счет завоза продовольствия, вооружения и горюче-смазочных материалов. То есть та техника, на которой талибы ездят, встанет. И кто завезет им нефтепродукты? Я об обычных продуктах не говорю".
Леонков задается вопросом - как страна прокормит 37 миллионов человек, учитывая, что средства заработка у талибов исчезли с уходом США с территории Афганистана.
"Благодаря транзиту через свою территорию талибы получали деньги от американцев - до двух миллиардов в год, - рассуждает он. - А сейчас эти источники исчезли".
Европа в опасности
Единственный вариант, который остается талибам в ближайшее время, - перепродать тяжелое вооружение, оставленное в стране американскими военными. Однако тогда "Талибану"* предстоит целая логистическая операция, ведь доставка танка, например, в Йемен или Ливию требует затрат.
А вот оставленные американцами ПЗРК (переносные зенитные ракетные комплексы) талибы, скорее всего, продавать не будут, и этот вид вооружения представляет для мирового сообщества наибольшую опасность, подчеркивает Алексей Леонков.
"Это может быть козырной картой, которой "Талибан"* начнет шантажировать всех, - говорит военный эксперт. - Не хотите договариваться? Тогда познайте ПЗРК. Он может оказаться даже в благополучной Европе, где-нибудь около гражданского аэропорта. Что, если террорист выпустит ракету по обычному самолету?"
Возможно, поэтому Европа и США дистанцировались от Афганистана, вывезя из страны всех послов. Что касается граничащих с Афганистаном государств, они не понимают, что даст им потенциальное сотрудничество с талибами.
"Что "Талибан"* может дать странам? - говорит Леонков. - Промышленного производства там нет. Месторождения встречаются, но они настолько мелкие, что не представляют интереса. Да и с кем сотрудничать? А вдруг талибы не удержатся во власти? Вдруг придет "Аль-Каида"*? По опыту Сирии мы все знаем: разговаривать с террористами нельзя".
Инклюзия или режим?
Не менее спорны заявления "Талибана"* о создании инклюзивного правительства, полагает Алексей Леонков.
"Ни одной экономической программы, ни одной программы политического устройства - одни лозунги, - перечисляет эксперт. - Если же мы говорим об инклюзивном правительстве, в нем должны быть представители всех этнических групп, проживающих на территории Афганистана".
По мнению Леонкова, в состав инклюзивного правительства должны войти представители пуштунов, хазарийцев, таджиков, узбеков, а также члены местных турецких общин.
"Но не слышно, чтобы они получили приглашение, - говорит Алексей Леонков. - Получается, талибы единолично взяли власть в стране, формируют правительство по своему усмотрению. Тогда они не учитывают интересов остальных жителей Афганистана, а значит, это не инклюзивное правительство - это режим".
Международное сообщество не доверяет "Талибану"*, даже несмотря на выступление талибов в ООН, потому что растет число людей, желающих покинуть страну, указал Леонков.
"По оценкам ООН, бежать сейчас готовы 500 тысяч человек, - заявил военный эксперт. - Люди же бегут не от хорошей жизни. Поэтому они на местах показывают ситуацию лучше, чем пропаганда талибов".
* Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ и ряда других стран