РИГА, 4 сен — Sputnik, Владимир Дорофеев. В субботу, 3 сентября, в Рижском мотормузее публике представили уникальный объект латвийского машиностроения, автопоезд RAF Latvija, созданный специально для московской Олимпиады-1980. Автопоезд восстановлен из небытия усилиями полутора десятка латвийских автомобильных реставраторов-энтузиастов и вчера снова катал пассажиров.
Латвийский автомобильный завод к той памятной многим Олимпиаде подошел в зените своей славы и приготовил несколько автомобилей, на сегодняшний день являющихся античными артефактами. Это и электромобиль RAF, и машина сопровождения для спортсменов велосипедистов, и, собственно, виновник вчерашнего торжества – автопоезд.
Автопоезд приготовили в экспериментальном цехе завода для обслуживания спортсменов и гостей Олимпийской деревни. Он возил большие делегации, до 72 человек. Его скорость была около 30 км/ч и позволяла как следует рассмотреть все красоты советской столицы.
Всего в Москву было отправлено 20 автопоездов, а 21-й, последний, был оставлен Латвии, и возил ребятню в Межапарке вплоть до 21-го века.
Рижский Мотор-музей представил отреставрированный автопоезд RAF Latvija
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Восстанавливать такой объект непросто: детали к нему большая редкость, многое приходиться делать заново, практически вручную, – рассказал Sputnik Латвия главный реставратор мотормузея Гунар Дортанс. – Это непростая работа, и нынешний сияющий новизной автопоезд – плод труда примерно 15 латвийских реставраторов из разных команд, объединенных любовью к автомобилям".
Отечественные артефакты
Рядом с автопоездом стояли еще с десяток машин RAF, некоторые из которых выглядят для юных современников как сенсация. Это машины членов Латвийского клуба ретро-автомобилей и автомобили RAF Баускского филиала Рижского моторного музея.
Различные модели на базе "Рафика", например бронемобиль
© Sputnik / Sergey Melkonov
Как рассказал "историк завода", последний глава бюро дизайна RAF Владимир Васильев, это латвийское предприятие (Рижская автобусная фабрика) выросло из мастерской Рижского авторемонтного завода, в которой делали разные нестандартные кузовные работы по переделке салона. В СССР именно RAF был среди тех предприятий, чьи конструкторы отвечали на вызовы современности.
Первые 25 автобусов были выпущены в 1953 году, а уже к 1960-м в год выпускали до четырех тысяч машин. В 1976 году Рижская автобусная фабрика переехала в Елгаву, где производственные мощности позволяли выпускать до 17 тысяч машин в год.
Продукт 90-х годов, автомагазин на базе RAF Latvija
© Sputnik / Sergey Melkonov
Самым интересным объектом в мотормузее помимо автопоезда был инкассаторский бронемобиль RAF Latvija. Оказывается, делали и такое. Внутри него все воссоздано как раньше: на сидениях защитные непростреливаемые чехлы, на стене - кобура с пистолетом. Через затемненные бронированные окошки видно улицу. Пусть и не танк, но забрать деньги из сельского отделения почты можно вполне себе безопасно.
Еще один артефакт – это микроавтобус с прицепом-фургоном, который никогда не планировалось запускать в массовое производство. В прицепе - мягкие диванчики со столиком посередине, несколько сделанных вручную шкафчиков, примус и другие приметы советской роскоши.
Рижский Мотор-музей представил отреставрированный автопоезд RAF Latvija
© Sputnik / Sergey Melkonov
Представляете, работники экспериментального цеха, по сути - наемные работники, могли сделать подобную вещь на заводе для себя. Сегодня это звучит как фантастика.
Один из самых последних проектов экспериментального цеха – автомагазин RAF, который был создан в первые годы независимости, в 1993 году. Время было тяжелое, бизнес перешел на самоокупаемость, магазинчики во многих поселках схлопнулись. Отечественный автопром ответил автолавкой. Впереди - водительская зона, посередине - складская, в конце машины - отгороженная занавесками витрина.
Рижский Мотор-музей представил отреставрированный автопоезд RAF Latvija
© Sputnik / Sergey Melkonov
Честно говоря, концепция сегодняшних автолавок иная, но ведь они есть, ездят по маленьким поселкам. И выпускай RAF такие машины по приемлемой цене, крестьяне их бы брали. С другой стороны, конкурировать по цене с европейским автопромом – непросто. Но, глядя на эти артефакты отечественной промышленности, отчаянно жаль, что они не получили развития, а Латвия - собственные современные автомобили.
Праздник под дождем
Осенние латвийские праздники непредсказуемы. Назначенное заранее время не перенести. Подгадать под погодные условия заранее невозможно. Поэтому самая важная часть мероприятия с награждениями реставраторов и торжественными речами, в том числе и министра сообщения Тайлиса Линкайтса, пришлась на проливной дождь. Лило как на Лиго.
Министр сообщения Талис Линкайтс
© Sputnik / Sergey Melkonov
Собравшиеся терпеливо сносили капризы латвийской погоды, благо, все были местными и к таким небесным выкрутасам давно привыкли.
Министр сообщения Талис Линкайтс поблагодарил создателей "уникального творения автопрома", а также тех энтузиастов, что способствовали его восстановлению. Также министр упомянул о том, что этот и другие артефакты латвийского автозавода могут служить источником вдохновения для нового поколения конструкторов и инженеров.
Собравшиеся седовласые инженеры и конструкторы, преимущественно латышскоговорящие, согласно закивали.
Экс-мэр Риги Айварс Аксенокс и Министр сообщения Талис Линкайтс
© Sputnik / Sergey Melkonov
Директор мотормузея Айварс Аксенокс вспомнил, как именно этот автопоезд возил детей в Межапарке и как для того, чтобы проехаться с ветерком, нужно было постоять несколько часов в очереди. Хорошо, что рядом была отличная детская площадка! Вспомнил он и то счастье, которое охватывало пассажиров, дождавшихся поездки.
Первыми пассажирами обновленного автопоезда стали реставраторы этого автопроекта и транспортные чиновники. В первом ряду сидели министр и директор музея.
Вип персоны совершили поездку на автопоезде RAF Latvija по гоночной трассе Бикерниеки
© Sputnik / Sergey Melkonov
Сделав небольшой круг по Бикерниекской трассе, автопоезд вернулся за новыми пассажирами. Несмотря на дождь, лица выходящих пожилых людей лучились детской радостью и воспоминаниями юношества, из которых все плохое стирается, а остается только приятное.