РИГА, 25 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Базовые установки госбюджета на 2022 год обсуждались сначала на заседании трехстороннего совета по сотрудничеству (с участием социальных партнеров – работодателей и профсоюзов), а затем – и на заседании кабинета министров.
Информационный доклад, подготовленный Минфином, свидетельствует, что на свои приоритетные мероприятия отраслевые министерства запросили из бюджета в 2022 году дополнительно 1,68 миллиарда евро. Правда, в течение этого года в результате пересмотра расходов министерств в бюджет вернулось 172,3 миллиона евро, из которых 101,7 миллиона планируется вернуть министерствам для финансирования их планов, а 70,6 миллиона – направить на другие приоритеты.
К слову: упомянутые выше 170 миллионов евро, которые министерства получили из бюджета 2021 года, они так и не смогли "освоить". Как минимум возникает вопрос о правильном финансовом планировании, однако еще раньше Госконтроль обращал внимание на то, что отдельные министерства, "выбивая" деньги на крайне необходимые программы под благовидными предлогами, впоследствии тратили их на другие нужды, по своему усмотрению, в результате чего актуальные мероприятия так и оставались нереализованными.
Во время заседания трехстороннего совета от социальных партнеров в адрес правительства прозвучали пожелания об увеличении зарплат в отдельных отраслях народного хозяйства. Так, председатель Союза свободных профсоюзов Эгилс Балдзенс призвал подумать об увеличении минимальной зарплаты до 47% от средней зарплаты по стране.
В свою очередь, руководитель профсоюза работников медицины Валдис Керис раскритиковал Минфин за то, что в ближайшие два года не предусмотрено увеличение зарплат помощников медсестер. Также не предусмотрены деньги на повышение зарплат работникам центров социального ухода.
Выступая на заседании, представители правительства сделали акцент на тех приоритетах, которые, по их мнению, необходимо учесть в бюджете следующих лет для нормального развития страны. Так, премьер-министр подчеркнул важность продолжения структурных реформ в самых разных областях – медицина, образование, система юстиции (повышение доверия к судебной власти), а также в транспортной системе. От развития инфраструктуры зависит и приток инвестиций в страну.
Ему вторил министр финансов Латвии Янис Рейрс. По его словам, без притока инвестиций бюджет не сможет получить деньги, а значит, "мы не сможем оказывать услуги, ни медицинские, ни образования". Инвестиции можно будет привлекать, если будут решены жилищный вопрос, обеспеченность детскими садами и доступность образованной рабочей силы. Вместе с тем Рейрс сделал акцент на проблемах демографии. Министр сообщил, что, хотя в Латвии созданы одни из самых массовых в Евросоюзе механизмов поддержки демографии, рождаемость в стране продолжает снижаться. При этом, как только молодые (и бездетные) люди покидают страну, переезжая в другие страны Евросоюза, у них тут же появляются дети. Вопрос демографии продолжает беспокоить правительство.
Участники трехстороннего совета заявили, что в обсуждении проекта бюджета еще не поставлена точка, стороны будут пытаться защитить свои приоритеты.
В цифровом выражении первые очертания бюджета страны на следующий год выглядят следующим образом: расходы запланированы в размере 11,886 миллиарда евро. Они увеличены, по сравнению с прогнозами, на 668 миллионов евро. Наибольшие изменения в бюджете на 2022 год связаны с выделением финансирования в размере 104,9 миллиона евро на вакцинацию против COVID-19, на финансирование проектов высокой готовности – 97,8 миллиона евро, на выплату семейных пособий – 90,9 миллиона евро, на финансирование обустройства латвийско-белорусской границы – 14,5 миллиона евро. Еще 316,8 миллиона евро Латвия внесет в Фонд оздоровления экономики Евросоюза.
Из иностранной финансовой помощи 22,4 миллиона евро планируется выделить министерству образования и науки, а 10,9 миллиона евро предусмотрено для реализации проекта Rail Baltica. В специальном бюджете дополнительно выделено 77,3 миллиона евро на выплату пенсий, 56,6 миллиона евро – на пособия по болезни, 15,4 миллиона евро – на пособия по безработице, 7,1 миллиона евро – на пособия родителям.
Госдолг страны в 2022 году достигнет 50% от ВВП, составив 17,015 миллиарда евро. Затем, правда, будет снижаться – до 48,1% от ВВП в 2023 году и 47,6% – в 2024 году. Но это только в случае благоприятного сценария развития экономики. Поскольку, в случае третьей волны коронавируса может сократиться частное потребление, и рост ВВП в стране замедлится. В конце 2021 года госдолг Латвии составит 49,6% от ВВП, или 15,56 миллиарда евро. Министр финансов Янис Рейрс не советует беспокоиться по поводу большого госдолга. Во-первых, его размер согласован на консультациях с европейскими экспертами. Во-вторых, Латвия является одной из стран ЕС с наименьшим уровнем госдолга, так что запас для роста есть.
Министерство финансов при этом отмечает, что наиболее сильно пострадавшие в кризис отрасли – транспорт, гостиничный бизнес, общественное питание, сфера искусства, отдыха и развлечений, оказание профессиональных услуг – весь 2021 год будут существенно отставать от уровня 2019 года. Прогнозируемый рост экономики в 2022 году должен составить 5%, в 2023 и 2024 годах – 3,5% и 3,4% соответственно. Общий дефицит бюджета запланирован в размере 2,9% от ВВП в 2022 году и, соответственно, 1,2% в 2023 году, и 0,3% в 2024 году.
И наконец, приятная новость, которую для жителей Латвии сообщил на пресс-конференции премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. Налоги в следующем году повышаться не будут: "Нашей целью будет не повышать налоги и не перегружать последующие поколения слишком большими долгами, но развивать при этом экономику и уровень социального благосостояния в стране".
Концептуально хорошее сообщение, особенно в год выборов в парламент. Однако, стоит вспомнить первый бюджет страны, принимаемый правительством Кариньша. Тогда премьер-министр тоже обещал не поднимать налоги, но косвенно через рост тарифов и ставок на стратегические товары налоговое бремя на жителей и предприятия все же возросло. Вряд ли станет исключением и грядущий 2022 год.