РИГА, 24 авг — Sputnik, Зинаида Юшкевич. "Видишь, весь центр на карте горит красным цветом? – спрашивает знакомый таксист Георгий, показывая на телефоне приложение "Яндекс", через которое он получает заказы. – Это значит, там нет машин. В последнее время количество заказов возросло настолько, что я порой должен предупреждать клиентов: извините, я вынужден вместе с вами заехать на заправку, потому что сделать это в другое время абсолютно некогда!"
Если раньше поездка от Привокзальной площади до гипермаркета "Рими" на улице Валдемара, 118, стоила 3 евро, в крайнем случае 3.20, то сейчас – 9 евро, говорит собеседник. Аналогичным образом выросли цены практически у всех перевозчиков. Рост цен заметили и клиенты, некоторые из них стали отказываться от услуг из-за дороговизны. Но таких было процентов 20, считает Георгий, а остальные на ценник "не смотрят", если надо ехать. Причина – резкое сокращение количества машин на линии.
По словам Георгия, в начале прошлого года в Риге курсировало 1800 такси, но из-за пандемии COVID-19 число машин значительно сократилось.
Налоговые потуги и 10 негритят
Наступление на таксомоторы напоминает триллер Агаты Кристи про десять негритят, когда жертв убивали одну за одной, как в известной песенке.
О том, что в таксомоторном бизнесе процветают нелегальная деятельность и уклонение от уплаты налогов, Минфин начал говорить пять лет назад. Было предложено ввести авансовую патентную плату в размере 286 евро за каждую машину в месяц, которая в регионах составляла бы до половины заработка водителя.
Регионалы грозились "уйти в подполье", ведь в маленьких городах легко заказать машину напрямую, через знакомых. Крупные операторы ликовали. Идею поддержала Латвийская ассоциация пассажирских перевозчиков (Latvijas Pasažieru pārvadātāju asociācija, LPPA) в лице ее руководителя Иво Ошениекса. Тогда он возмущался: ненормально, когда одни предприятия честно платят налоги, другие могут их избегать. Надо заметить, что сам законодатель создал это неравенство, разрешив такси с желтыми номерами (которые платят за патент и прочие взносы) и с белыми (которые платили только налог с оборота как микропредприятия, однако работали якобы только по безналу).
Был введен авансовый взнос в размере 130 евро на каждую машину в месяц, однако это не помогло, сочли авторы исследования из общества BASE (Business against shadow economy, Бизнес против теневой экономики) Инара Петерсоне (нынешняя глава Службы государственных доходов, СГД), доктор Арнис Саука из Стокгольмской школы экономики и Юрис Стинка, долгие годы работавший в должности госсекретаря Минэкономики.
"Объем налогов с таксомоторов неадекватно мал, – возмущались "исследователи". – В 2018 году он прогнозируется в размере 3 миллионов евро, из которых 2,3 миллиона – налоги на зарплату или налог на микропредприятия. Перевозчики занижают километраж, а такси с белыми номерами предоставляют в СГД неполную информацию или вообще не предоставляют её".
Надо сказать, что троица исследователей обратила внимание, что отрасль подвержена чрезмерной административной нагрузке: лицензии, разрешение, счетчики, зонирование перевозок, ограниченные формы предпринимательства, на что тратятся чрезмерные ресурсы. Разумеется, предложения сократить это бремя не прозвучало: по обыкновению, наши доброхоты намекнули государству на закручивание гаек. Ведь непорядок, что счетчики проверяют слишком редко, а расплатиться в такси с желтыми номерами по-прежнему можно наличными! Заодно хорошо бы увеличить налоги на зарплату, мечтали "исследователи". В первый год после внедрения они принесли бы дополнительно почти 3 миллиона евро, на второй год – 5 миллионов, а на третий – все 7. Дополнительно к налогам на зарплату заботливые авторы предложили ввести обязательное страхование водителей.
Летом 2017 года вступили в силу правила кабинета министров № 95 и 96, установившие новые требования к кассовым аппаратам. Их начали перерегистрировать и пересертифицировать. За счет таксистов, разумеется.
Затем свое слово не замедлило сказать Минсообщения во главе с Талисом Линкайтсом, отметившееся разнообразными инициативами по удушению портов, железной дороги и транзита. Там убытки от его инициатив исчисляются десятками и сотнями миллионов евро, но не поднять копеечку от таксистов оно не могло. Мыслимое ли дело, что от ТЦ "Альфа" до памятника Свободы четыре пассажира могут доехать за 5,49 евро, а на автобусе им придется заплатить 8?
Объявив об усилении контроля, министерство нашло поддержку только от европейского "Болта", который, однако, предупредил, что неизбежен рост цен на услуги.
"Мы одно из первых государств, которые ввели конкретное регулирование. Посмотрим, как пойдет, – кичился министр Линкайтс. – Отрасль очень творческая. Находит обходные пути, чтобы не платить налоги и избежать ответственности".
Докажи, что ты латыш
К войне против таксистов подключили и наше мощнейшее оружие – государственный язык. С 17 августа 2020 года при регистрации в Регистре водителей такси (раз в три года) требуется подать удостоверение о владении латышским на категорию не менее В, первой ступени (разговорный уровень). Это было сделано в ответ на "жалобы трудящихся", естественно.
Не пожалели даже этнических латышей, которые не смогли предъявить Автотранспортной дирекции убедительных документов. Резонансной стала история вентспилсчанки Дайги, окончившей восьмилетку в 1981 году и получившей свидетельство, в котором ни слова не было сказано, что она училась на родном латышском языке. Та же история приключилась с ее мужем, окончившим техникум в 1972-м.
"Сейчас мы, латыши, вынуждены бегать по архивам и добывать справки о том, что учились на латышском языке в латышской школе. Справка о том, что мы латыши и можем говорить по-латышски, стоит 15 евро!" – возмущалась Дайга.
Однако дирекция настаивала, что требования латышскости... направлены против нечестных водителей. Видимо, честности страна просит не только в уплате налогов, но и в подтверждении языковых навыков. А то укажут, что могут говорить по-латышски, а сами языком жестов изъясняются!
Чтобы сдать экзамен по латышскому и получить заветную корочку для представления в Дирекцию, требовалось два месяца, на которые люди лишались заработка. Некоторые на это не пошли, что сократило количество водителей.
Под колпаком у СГД
Следующим актом было внедрение тотального контроля за денежным оборотом: такси стало первой отраслью, где с 1 июля нынешнего года введена автоматическая отсылка данных кассовых аппаратов в СГД. Это касается такси и с желтыми, и с белыми номерами. Можно только гадать, сколько стоило государству такое программное обеспечение и сколько за него потребовали с компаний и индивидуалов. Возможно, эта плата вшита в ежемесячный взнос, который, по словам Георгия, увеличился с 300 евро до 400 с хвостиком.
"Многие ребята посчитали и решили: пропади пропадом такая работа, – говорит он. – Таким образом, по сравнению с началом 2020 года, количество машин на линии упало процентов на 40%. И возник дефицит, который подстегнул цены. Надо сказать, они выросли не только потому, что мы хотим отыграться за голодные годы, но и из-за увеличения поборов со стороны государства. Ведь, получив один евро, я должен отдать 10% платформе, 21% НДС государству, а из оставшихся денег накопить на лицензионный ежемесячный взнос, бензин, поверку счетчика (раз в полгода). Если не ленишься, заработать можно. Но поскольку у каждого таксиста свой график, прогнозировать доступность услуги в конкретный день и час вообще проблематично".
Если на 1800 машинах работало столько же водителей, налоговые усилия законотворцев лишили работы примерно 800 человек. Интересно, сколько клерков опекает оставшихся? Сколько стоит администрирование системы, которая приносит государству ничтожный на фоне других самозанятых лиц доход? Этими вопросами BASE не задается. Зато лоббисты системы "топят" за то, что это "единственный способ вывести такси из серой зоны" и "последняя спасительная соломинка компаниям, желающим работать честно".
"Всякий раз, когда появляется какое-то нововведение, начинается риторика о слишком затруднительных требованиях и неготовности отрасли к ним. Но на этот раз для подобных утверждений нет оснований, – заявляет в рекламной статье на портале Delfi представитель предприятия HALE electronic GmbH в Центральной и Восточной Европе Андрейс Берзайс. – От таксиста отныне не требуется никаких усилий: система работает полностью автоматически. У разработчиков было почти два года, чтобы обеспечить получение данных прямо со счетчика такси. Это очень длительный подготовительный срок".
Берзайс, наверное, не в курсе, что системы электронного здоровья и электронной школы создавали куда как дольше двух лет, однако работоспособности им это не прибавило. Намекая на плюсы проданной государству платформы, он все же оговаривается: "Передачу данных нельзя рассматривать в отрыве от других вопросов – тарифов, критериев выдачи лицензий, контрольных мероприятий".
Как? При полном контроле денежного потока нужны еще какие-то "контрольные мероприятия"? Того и гляди отрядят людей в погонах на тестовые заезды, чтобы прижучить оставшихся в такси энтузиастов.
Поистине, нынешнее правительство превзошло все предыдущие по бессмысленности и неадекватности действия, разрушающие любую отрасль, к которой оно прикасается. Такси – очередная жертва.