РИГА, 10 авг — Sputnik. Необычно горячую дискуссию в Twitter вызвал рассказ жительницы Добеле, которая проездом побывала в столице и была сильно разочарована этим визитом. Обмен мнениями и острая критика, образовавшаяся под твитом обычной жительницы латвийской провинции, видимо, задели за живое многих жителей Латвии и показали, как неоднозначно ими воспринимаются те перемены, которые идут сейчас в столице.
"Проехав раскуроченный центр Риги и видя, насколько недружелюбной стала Рига для человека на автомобиле из провинции, что не удается даже припарковаться и купить булочку, становится ясно, что из моего дома в Добеле удобнее поехать за покупками в Шяуляй. Расстояние такое же, но город дружелюбен всем с машинами", - написала в Twitter Иоланта Рубене после своего визита в столицу.
Меньше булок надо кушать
Однако у жителей столицы твит провинциалки жалости, похоже, совсем не вызвал, а скорее даже наоборот - комментаторы накинулись на Иоланту с претензиями и откровенными пожеланиями никогда больше не приезжать в столицу.
"Спасибо, очень ценим, что не будете ездить к нам в Ригу", - ответил жительнице Добеле пользователь под ником aku.
"Рига прежде всего должна быть дружелюбной для ее жителей, а не становиться удобным шоссе. Людям надоело дышать выхлопными газами. В маленьких городах спокойно и свежий воздух, рижане хотят хотя бы часть от этого", - пишет пользователь с говорящим ником cilvēks no rīgas.
"По моему мнению, жительнице Добеле, может быть, сложно понять, что в большом городе невозможно оставить машину у дверей каждой маленькой лавочки. Но всегда будет возможность оставить свою машину за 20-100 метров за небольшую плату и насладиться улицами моего города, гуляя пешком", - сообщает автору твита saolin.
"У супермаркетов же есть бесплатные стоянки. С тем, что центры столиц в будущем будут более дружелюбны людям, а не машинам, придется считаться нам всем", - считает Кристине Желве.
Некоторые комментарии пользователей соцсетей даже граничили с хамством.
"Больше нужно ходить пешком и меньше булок кушать. Это может себе позволить только тот, кто ходит пешком, сжигая много калорий. Но это известный факт, что жители периферии менее подвижные, машина все время под задницей", - дает автору твита непрошеный совет Инита.
"Счастливой дороги в Шяуляй! Ваших выхлопных газов тут никто не жаждет", - делится Марцис Пикшенс.
"Я же не плачу налоги, чтобы людям, которые изначально не рижане, тут было удобно ездить на автомобиле, создавая заторы и, простите, вонь. Вообще машина не является транспортным средством города… Но это люди из провинции не понимают", - полагает Зане.
Село наносит ответный удар
Впрочем, жители провинции быстро нашлись, что ответить высокомерным рижанам.
"Тогда провинциалы призывают горожан на выходные вместе со своими латте из соевого молока в одноразовых кружках оставаться в городе, а не ехать к нам и не засорять наши природные тропы, леса и пляжи", - парировала пользовательница Anda fon Andiņa.
"Понятно, что Рига гостей на автомобилях не ждет. Хорошо. Но кто-то анализировал, сколько процентов денег приносят (и в дальнейшем будут приносить меньше) такие гости? Разумеется, сейчас мелкий бизнес в центре уничтожен, поэтому вопрос скорее академический", - спрашивает Марис Габалиньш.
"Именно про маленькие магазинчики и кафе за этими столбиками и полосами и подумалось. Хватит ли этому бизнесу только пешеходов и велосипедистов. Выглядит так, что теперь это проблемы маленьких торговцев", - отвечает автор первоначального твита Иоланта Рубене.
"Справедливо. Я теперь тоже меньше поддерживаю рижские лавки", - пишет Валтерс Коралис.
"На мой взгляд, для приезжих существует проблема с доступными и хорошо известными стоянками в каждом условном секторе города, который можно было бы пройти пешком. И не нужно каждому, кто не понимает проблемы, кидаться с ножом к горлу, потому что это ничего не улучшит, а только портит жизнь", - считает Мая Микосе.
"Мне непонятна агрессия такой большой части людей и, по ощущениям, победителей битвы за освобождение центра Риги от автомобилей. Они ездят до сих пор, выйдите и посмотрите", - призывает воинствующих сограждан Даце.
"А потом удивляются, что во всех районах рижанам по морде дают", - прокомментировал агрессию столичных граждан Юрис Залманис.
"Почитав комментарии, не понимаю, почему все такие враждебные? Не думаю, что речь про парковки, а о том, что городская среда стала совершенно недружелюбной, фактически для всех групп жителей! В том числе и для мелких торговцев", - приходит к выводу Лива.
Впрочем, сама автор резонансного твита с жителями столицы в перепалки не вступала и со спокойствием тибетского монаха спустя некоторое время продолжила рассуждения. Поначалу она красочно описала сбор урожая в своем саду, а потом то ли пожаловалась, то ли похвасталась, что взбудоражила всех рижан.
"Пирожные, не полученные вчера в Риге, сегодня щедро компенсировались в саду - собраны медовые груши и сливы. Собирается пара ведер больших и маленьких томатов. Радуемся хорошему урожаю лука. Тишина и спокойствие. Так много плюсов, проживая в провинции. С годами это ценишь все больше", - сообщила Иоланта Рубене.
"Эх, снова умудрилась взволновать сообщество, на этот раз рижан. Один раз в три года бываю в Риге. От шока от новых порядков написала, как там идет, и началось. Я простой человек, хочу тихо и мирно вариться в своем пузыре. Все. Минус твитера в том, что твиты разносятся далеко", - резюмировала автор.
Однако рижане, судя по всему, завершать дискуссию не торопились и продолжают делиться мнениями.
"Я рижанка в пятом поколении, живу в самом центре. Рига на моих глазах росла и менялась. Новые активисты хотят все взять силой и немедленно. Это опасная игра, так как может оказаться, что Тихий и Ближний центр станет таким же пустым и чужим, как сейчас Старая Рига", - отметила пользователь Dr.Oliniete.
Напомним, что резкие преобразования, которые сейчас идут в Риге, вызывают неоднозначную реакцию в обществе. Так, острую критику вызвали так называемые столбики Стакиса, которые стали появляться в самых нелепых местах города.
Столичные власти не скрывают, что одна из основных целей - уменьшить количество частного автотранспорта на улицах, устанавливая ограничительные столбики и размечая ими велополосы. Однако эта практика вызывает недоумение не только у рядовых рижан, но и у предпринимателей, а также у сотрудников оперативных служб.