Третьего августа в одном парков Киева был найден повешенным руководитель организации "Белорусский дом на Украине" (БДУ) Виталий Шишов. Полиция в качестве рабочих рассматривает обе возможные версии — убийство и самоубийство. Но белорусская оппозиция и ее украинские и европейские друзья уже "нашли" виновного — КГБ Беларуси.
Соучредитель "Белорусского дома" — гражданин Латвии
Виталий Шишов переехал из Беларуси на Украину осенью 2020 года. Деятельность организации, которую он возглавлял, заключается в помощи белорусам, покинувшим свою страну по политическим мотивам, в адаптации и легализации на Украине.
По информации украинских СМИ, "Белорусский дом на Украине" тесно связан с одним из бывших командиров полка "Азов" Сергеем Коротких (Боцманом). Он родился в Беларуси, но имеет украинское гражданство, входит в руководство неонацистского движения "Национальный корпус".
И вот тут всплывает интересный для латвийской аудитории факт: одним из соучредителей БДУ является соратник Боцмана, гражданин Латвии Родион Батулин. Именно он собирает деньги на похороны Шишова. Он же комментировал ситуацию с пропажей Шишова украинским СМИ.
Что известно о Батулине? Он был чемпионом Латвии по смешанным боевым искусствам (ММА). В "Азов" вступил вместе с другим латвийским гражданином Юрием Вишневецким, тоже занимавшимся силовыми единоборствами.
Летом 2016 года Вишневецкий был застрелен сотрудниками СБУ при попытке ограбления инкассаторской машины.
Закон есть, а процесса нет
Возникает вопрос: граждане Латвии, тот же Батулин, отправились воевать на Украину и конкретно в "Азов" по заданию одного из латвийских силовых ведомств или по собственной инициативе? Если по собственной инициативе, то против них должен быть начат уголовный процесс.
Статья 95 "прим" Уголовного закона, принятая в 2017 году, запрещает жителям Латвии самовольно поступать на службу в любые силовые структуры иностранного государства, будь то армия, МВД или парамилитарная организация. Нарушение закона может караться лишением свободы на срок до четырех лет. Запрет не распространяется на страны НАТО, но Украина таковой не является.
Поскольку уголовного процесса нет (иначе бы он был отражен в ежегодных публичных отчетах Службы госбезопасности, как это делается в отношении тех, кто поехал воевать на стороне республик Донбасса), можно сделать вывод, что граждане Латвии служат в "Азове" по заданию или с разрешения какого-то силового ведомства — министерства обороны или той же СГБ.
Но это пахнет скандалом. В опубликованном в 2019 году докладе Госдепартамента США "Национальный корпус" (политическое крыло "азовцев") назван "националистической группой, пропагандирующей ненависть". В том же 2019 году 40 конгрессменов обратились в Госдепартамент с требованием признать полк "Азов" террористической организацией. Получается, что Латвия помогает организации, имеющей плохую репутацию в США.
Найдется ли в Сейме группа депутатов, которая осмелится задать неприятные вопросы руководителям латвийских спецслужб?