РИГА, 27 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. Дефицит консолидированного бюджета Латвии за первую половину этого года превысил 1 миллиард евро. Это почти 90% от дефицита бюджета, запланированного на весь 2021 год. В июне министерство финансов немного улучшило прогноз прироста ВВП страны на текущий год - c 3,5% до 3,8% (31,36 миллиарда евро по итогам 2021 года), но и он отстает от среднеевропейского прогнозируемого показателя в 4,8%.
Госдолг Латвии продолжает расти. Так, на 30 июня его размер достиг уже 13,1 миллиарда евро, из которых Латвия должна 10,4 миллиарда иностранным кредиторам и 2,7 миллиарда евро – кредиторам в Латвии (банкам, пенсионным фондам, страховым компаниям). В пересчете на каждого из примерно 850 тысяч работающих в Латвии он составляет 15 500 евро.
За первую половину 2021 года страна заняла 1,9 миллиарда евро и выплатила 1,4 миллиарда евро по тем займам, срок возврата которых уже настал. С начала прошлого года госдолг вырос на 1,8 миллиарда евро. По сути, эту сумму можно увеличить еще на 500 миллионов евро, поскольку 30 июня Латвия разместила на международных финансовых рынках эмиссию новых 7-летних облигаций, которые не были отражены в данном отчете. Итого, госдолг страны за полтора "ковидных" года вырос более чем на 2 миллиарда евро.
Немного "радует" тот факт, что, по данным за первый квартал года, Латвия была среди стран Евросоюза с наименьшим приростом общего долга по отношению к ВВП, об этом свидетельствуют данные Eurostat. Так, в первом квартале 2021 года госдолг страны вырос на 8,6%, тогда как на Кипре этот показатель составил 29,5%, в Греции – плюс 28,6%, в Испании – 26,2%, в Италии – 22,1%, в Португалии – 18%. Госдолг, по данным Eurostat, увеличивался в первом квартале этого года во всех странах ЕС.
Так, 70% госдолга Латвии составляли обязательства в форме ценных бумаг – облигаций. Наибольшую сумму долгов по ним придется возвращать в период с 2023 по 2026 год, примерно по 1,5 миллиарда евро ежегодно, а далее – в 2031, 2036 и 2047 годах. Учитывая нулевые процентные ставки привлечения ресурсов на финансовых рынках, заимствования обходится Латвии фактически бесплатно. Более того, на краткосрочные займы фиксируется даже отрицательная доходность, то есть кредиторы готовы доплачивать за то, чтобы их деньги пребывали в безопасности у Латвии.
Но радоваться рано - мировая экономика циклична. И при желании перекредитоваться через несколько лет, Латвия может столкнуться с уже отнюдь не отрицательными процентными ставками. Достаточно вспомнить ипотечный кризис 10-летней давности, когда резко изменились правила кредитования, в том числе произошел стремительный рост процентных ставок. Кто может дать гарантию, что такое не случится вновь, но не по отношению к частным заемщикам, а в масштабе Евросоюза? Значительную часть бюджетных ресурсов придется направить на погашение займов, что вызовет дополнительную налоговую нагрузку на жителей страны.
Еще одна проблема состоит в том, насколько Латвия способна эффективно поддержать свою экономику на выходе из "ковидного" кризиса. Не говоря уже и о том, что мало кто может дать прогноз - насколько он еще затянется. Судя по цифрам, каждый год COVID-19 обходится бюджету страны примерно в миллиард евро. При сохранении тенденций и ограничений, например, до 2022 года, госдолг может вырасти еще на миллиард. При этом пока незаметно, чтобы средства, получаемые от ЕС, вкладывались в развитие экономики и поддержку бизнеса. Скорее, речь идет о лоббировании отдельных отраслей, вроде строительной, которая уже сейчас работает на грани перегрева, ну и традиционного финансирования министерских аппетитов. С такими приоритетами вряд ли экономика страны будет способна успешно обслуживать возросшие финансовые обязательства страны.