Картофельная западня: грузовики латвийской фирмы попали в заложники в Ташкенте

Фуры из Латвии с огромным и очень дорогим грузом картошки стали заложниками крайне неблагоприятных обстоятельств, из-за чего вынуждены простаивать в плавящемся от жары Ташкенте - ни разгрузки, ни оплаты
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 15 июл — Sputnik, Андрей Татарчук. Уже почти месяц 23 машины латвийской логистической компании K7 LOGISTIC K7 простаивают на обочинах улиц в столице Узбекистана. Водители из Европы, 24-тонные полуфургоны и груз семенного картофеля оказались в заложниках: узбекское предприятие "Агро Продукт Импорт-Экспорт" отказывается оплачивать доставку товара и простои транспорта на оговоренную в договоре сумму, на сегодня составляющую почти 180 тысяч евро.
Наши коллеги из Sputnik Узбекистан вчера пообщались с водителями и опубликовали материал о сложившейся ситуации.
Ситуация из Риги выглядит более сложной. Как рассказал Sputnik Латвия директор K7 LOGISTIC K7 Денис Левин, переговоры с владельцем фирмы "Агро Продукт Импорт-Экспорт" в настоящее время фактически зашли в тупик.
По его словам, получатель груза Джасур Акбаров отказывается выплачивать оговоренные контрактом суммы за простой 24-тонных рефрижераторных грузовиков в размере 200 евро с машины в сутки. 23 фуры, зафрахтованные у латвийской логистической компании, стоят в Ташкенте с середины июня уже почти месяц. За простой получатель груза оказался должен на начало этой недели 68 тысяч евро, а задолженность по фрахту грузовиков составила почти 105 тысяч евро.
Десятки фур в Ташкенте дожидаются разгрузки и оплаты за доставку
"Ситуация тяжелая – машины стоят в Ташкенте уже почти месяц, при этом получатель не оплатил логистику груза семенного картофеля из Нидерландов, а стоимость фрахта по договору между латвийской и узбекистанской компаниями составляет 6100 евро за 24-тонный полуфургон. Плюс – оговоренные деньги за простой в размере 200 евро в сутки с одной машины. Небольшие суммы из Ташкента мы получали, но получатель требует разгружать фуры до оплаты услуги логистики. Сегодня заканчивается срок очередного гарантийного письма получателя, Джасур предложил перечислить нам 10 тысяч за три фуры, которые будут разгружены, и картофель он положит на свой склад. Мы не согласились. Не согласились владельцы грузовиков, водители не готовы отдать груз. "Ну тогда вы ничего не получите", – сказал владелец "Агро Продукт Импорт-Экспорт", –рассказал Левин.

Золотая выходит картошка

Чтобы лучше понять, как выглядит вся эта ситуация с позиций бизнеса, стоит учесть, что 24 тонны семенного картофеля по рыночной цене на данный момент в Узбекистане – это около 22 тысяч долларов. Оптовая цена за фуру – около 18 тысяч. За такие деньги товар можно продать сразу, не вставая из офисного кресла.
Три грузовика – это 72 тонны, и, соответственно, 54 тысячи долларов с моментальной реализацией. Получить за 10 тысяч товар на сумму в 4,5 раза дороже – это невероятно рентабельная схема.
Ситуация с овощами, как с картофелем, так и с морковью, в Средней Азии в последние годы складывается неблагоприятная. Узбекистан в этом случае крайне импортозависимая республика. До 80% овощей ввозится из других стран, но местный рынок испытывает дефицит корнеплодов в текущем году в размере не менее 40 тысяч тонн.
Президент республики Шавкат Мирзиёев в прошлом году ввел программу дотаций бизнеса для развития сектора картофелеводства. Так, с 1 мая 2020 года для финансирования расходов на закупку семенного картофеля фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным предприятиям, производящим картофель, а также картофелеводческим кластерам и кооперациям выделяются льготные коммерческие кредиты на срок до 12 месяцев.
Огромный затор образовался на въездах в Латвию, Литву и Польшу: тысячи фур ждут в Беларуси
За счет средств Государственного фонда поддержки бизнеса в Узбекистане компенсируется до 10% ставки по коммерческим кредитам в национальной валюте, что превышает основную ставку Центрального банка Республики Узбекистан.
На таких условиях для импортеров овощей вести бизнес выгоднее. Латвийская компания K7 LOGISTIC поставила картофель со своевременной договорной оплатой в Ташкент в марте текущего года, а в 2020 году без сложностей по договору работала с узбекской фирмой "Бонанза", часть менеджеров которой перешла в "Агро Продукт Импорт-Экспорт". Почему сейчас сложилась ситуация, в которой узбекская сторона нарушает договор?
Как сообщил в среду, 14 июля, Sputnik Узбекистан представитель "Агро Продукт Импорт-Экспорт" Джасур Тухтамуродов, у его компании действительно образовалась задолженность из-за форс-мажорных обстоятельств. Однако заказчик обязуется выплатить оговоренные суммы и предлагает водителям не дожидаться выплаты, чтобы не терять время.
Узбекская сторона не согласна с начислением суммы за транспортные простои, так как растаможенные фуры на были разгружены. Но K7 LOGISTIC не получила оплаты за фрахт в июне, как следовало, согласно договору, и до сих пор логистика не оплачена.

Сегодня – картошка, а деньги – завтра

"Всю сумму задолженности сейчас выплатить не можем, но нашей фирмой производились частичные выплаты остающимся в Ташкенте водителям, в том числе в выходные дни, когда не работали банки, мы передавали им часть суммы наличными, а также через счета", – заявил представитель импортера в Узбекистане.
Фото
"Условия ужасные": тысячи фур из Европы застряли на британской границе
Позже в письменном пояснении узбекская компания сообщила, что ООО AGRO PRODUCTS IMPORT-EXPORT подтверждает факт наличия суммы задолженности перед K7 LOGISTIC SIA на оказанные услуги, связанные с перевозкой грузов, срок оплаты по которому наступал 02.07.2021 г. в размере 75 500 евро.
"За оказание услуги было оплачена 50 200 евро и последняя оплата в размере 5000 евро была произведена 14 июля 2021 года", – заявила ташкентская сторона.
Директор K7 LOGISTIC Денис Левин назвал эту информацию не соответствующей реальности.
"Вчера, 14 июля, мы ничего не получали, SWIFT-переводы идут мгновенно, не были переведены эти пять тысяч. Джасур Акбаров предложил разгрузить три фуры за десять тысяч. Когда мы отказались, он сообщил: извините, тогда вы не получите ничего. Мы получили от них оплату 50 тысяч за март текущего года – эти деньги не имеют отношения к данной поставке. За нее мы должны были получить деньги в третьей декаде июня, а не 2 июля, потом – 15 июля, а сейчас уже говорят об оплате 31 июля, но также говорят, что никогда", – указал Левин.
Согласно договору между латвийским и узбекистанским предприятиями, 100% оплата логистики должна была пройти сразу по факту пересечения грузовиков с картошкой границы Узбекистана – первые фуры с грузом въехали туда 18 июня. Согласно договору, импортер из Ташкента также обязывается компенсировать простои в размере 200 евро с одного грузовика в сутки.
"Мы гарантировали выплату до 15.07.2021 года через наше гарантийное письмо №37 от 02.07.2021 года. Однако по независящим от нас объективным причинам, а также в результате негативных экономических последствий всемирной глобальной пандемии, невозможности своевременного взыскания с нашей стороны дебеторских задолженностей мы по сегодняшний день не имеем возможности погашения возникшего долга перед K7 LOGISTIC SIA в размере 75 500 евро", – сообщает "Агро Продукт Импорт-Экспорт", указывая, что оплата будет произведена до конца текущего месяца. При этом "сначала – картошка, а завтра – деньги".
Латвийская сторона требует выполнения договора.

Без прокуратуры не вернуть?

Как указал Левин, сумма задолженности, которую признал узбекский импортер, занижена и не соответствует действительным долговым обязательствам.
"Ищут какие-то деньги": зачем белорусские таможенники вскрывают фуры из стран Балтии
"Что делать в данной ситуации? Между Узбекистаном и Латвией нет договора о двусторонней защите инвестиций. Посол Республики Узбекистан в Латвии и Финляндии Кадамбай Султанов заявил, что это дело находится вне компетенций посольства. А прокуратура Узбекистана, в которую мы обратились, заблокировала мой телефонный номер… Мы разгрузили уже 17 машин из 23, и, по нашей информации, на 40-градусной жаре простаивает еще не менее 180 грузовиков, владельцы которых оказались в подобной нашей ситуации, связанной с "Агро Продукт Импорт-Экспорт". Вся сумма, которую мы получили небольшими переводами и с водителями, составляет не более 25-27 тысяч евро за все. Хотя по договору в июне только за логистику насчитывалось 105 тысяч евро. Плюс за простой 23 грузовиков на текущий момент – еще почти 76 тысяч евро", – говорит директор латвийской компании.
Можно легко подсчитать, что оптовая стоимость груза в 17 разгруженных машинах превышает 300 тысяч евро. Разумеется, эта сумма полностью попала в доходы предприятия в Ташкенте. По словам Левина, машины разгружались под гарантийные письма, при свифтовых транзакциях по несколькк тысяч долларов.
В одном случае у шофера грузовика умер отец и он разгрузился и уехал домой. В другом случае водитель полгода назад перенес инсульт. Он тоже был вынужден сдать картошку и уехать – в Ташкенте невероятно жарко, он не выдерживал.
Но шесть рефрижераторных машин с семенным картофелем общей стоимостью, переваливающей за 100 тысяч долларов, а эта сумма совпадает с суммой долга только по фрахту грузовиков, стоят на обочине улицы в столице знойной страны уже почти месяц.
Десятки водителей, ставших заложниками этой ситуации, спят в машинах или на матрасах на обочине, экономя буквально каждый сум на продуктах питания. Ситуация требует разрешения, которым может быть вмешательство правоохранительных органов Узбекистана.