РИГА, 15 июл - Sputnik, Дмитрий Олейников. В первом полугодии 2021 года порты Латвии перегрузили на 9,5% меньше грузов, чем за тот же период прошлого года, свидетельствуют данные министерства сообщения.
В общей сложности за первую половину этого года латвийские порты перегрузили 20,471 миллиона тонн грузов. Больше всего за этот период, пропорционально, было перевалено сыпучих грузов – 9,32 миллиона тонн, что на 12,4% меньше, чем за первую половину этого года.
Также через латвийские порты прошли 2,8 миллиона тонн зерна и зерновых продуктов, причем объем этой категории грузов, по сравнению с первой половиной прошлого года, значительно вырос – на 28,2%.
Однако практически среди всех остальных категорий грузов было отмечено сокращение: древесная щепа – 1,075 миллиона тонн (на 7,5% меньше, чем за первые шесть месяцев 2020 года), химические насыпные грузы – 950 тысяч тонн (минус 8,3%), уголь – 215 тысяч тонн, на 89,9% меньше, чем в первом полугодии 2020 года (это рекордное сокращение).
Также через латвийские порты было перевалено в первом полугодии 6,283 миллиона тонн генеральных грузов – в этой категории отмечен прирост на 7% по сравнению с прошлым годом. На 7,1% меньше было обработано контейнерных грузов (2,124 миллиона тонн за полгода), однако прирост отметили материалы из дерева – 2,228 миллиона тонн (плюс 21,9%) и грузы roll on/roll off – 1,698 миллиона тонн (на 12% больше).
Продолжил сокращение и объем наливных грузов в портах Латвии: их общее количество составило 4,867 миллиона тонн, что на 22,1% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Подавляющее большинство наливных грузов составили нефтепродукты – 4,53 миллиона тонн (снижение на 23,3%).
Смотря по распределению грузопотока через порты, на первом месте был Рижский порт, который за полгода перевалил 10,15 миллиона тонн грузов (на 14,3% меньше, чем за тот же период 2020 года). За ним следует Вентспилсский порт с показателем 5,835 миллиона тонн (на 14,2% меньше), на третьем месте – Лиепайский порт (3,367 миллиона тонн, однако здесь обороты выросли на 9,1%).
Из малых латвийских портов в первой половине 2021 года самый большой оборот показал Скултский порт – 580 500 тонн, что на 18% больше, чем в первой половине 2020 года, за ним следует порт Мерсрагса – 277 900 тонн (плюс 28,8%) и Салацгривы – 222 700 тонн (плюс 40,8%).
В целом малые латвийские порты за полгода перевалили 1,119 миллиона тонн грузов, показав увеличение оборота на 24,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Напомним, что по результатам 2020 года все латвийские порты обслужили 44,928 миллиона тонн грузов, сокращение, по сравнению с 2019 годом, составило 28%. Для сравнения: пик последних 10 лет приходился на 2012-2014 годы, когда через латвийские порты ежегодно проходило по 70-75 миллиона тонн грузов.
Сейчас позитивная динамика заметна у малых портов Латвии, которые, очевидно, в состоянии более оперативно реагировать на вызовы и находить клиентов, но в абсолютном выражении величина их оборота пока мало влияет на общую картину.
Говоря о крупных портах, последствия смены власти в Вентспилсе, равно как и переноса нефтетранзита в порты других стран, прекрасно заметны по статистическим данным.
Однако более крупная финансовая трагедия наблюдается в Рижском порту: в начале 2019 года там был сдан в эксплуатацию новый угольный терминал, построенный по последнему слову техники. Он был перенесен из исторического центра города ближе к устью Даугавы. Запланированные мощности терминала составляют 15-20 миллионов тонн грузов в год, а общая стоимость проекта равна более 150 миллионов евро, в том числе 75 миллионов было получено на проект из фондов Евросоюза.
Итогом этого глобального проекта, длившегося несколько лет, стало практически полное отсутствие угля на новом терминале сразу после его открытия.