Глава МИД ФРГ Хайко Маас отошел от этикета и сказал своим польским коллегам прямо: не надо разрывать экономические отношения с Россией. Произошло это после встречи с министром иностранных дел Польши Збигневом Рау, отмечает автор радио Sputnik Евгений Майструк. И, что немаловажно, среди тем был, конечно, газопровод "Северный поток - 2".
Маас вполне доступно объясняет позицию Берлина: Запад своими руками создаст крупнейшее в мире экономическое пространство, если изолирует одновременно Россию и Китай. А это не в интересах Запада, который сам хочет быть крупнейшим, важнейшим, лучшим и впереди планеты всей. Так вот, все это не получится, если нынешняя политика в отношении Москвы и Пекина останется прежней. Понятная и прагматичная позиция политика, отстаивающего интересы своей страны, – в этом немцу Маасу не откажешь.
Но не только в экономике дело. Еще и в другой, не менее важной сфере. Маас говорит полякам: отгораживаться от России опасно для европейских интересов безопасности. Но услышал ли своего немецкого коллегу пан Рау?
Ответ очевиден, глава МИД Польши по-прежнему стал твердить заученные "пугалки": "Северный поток - 2" создает "дефицит безопасности" в регионе. Польша, Украина, прибалтийские страны и США повторяют это годами. То есть дефицита газа в Германии не будет, но у Киева появится еще больший дефицит денег, а у Варшавы какой-то дефицит безопасности. Что это такое и почему он возникает там, где появляется нитка газопровода, Збигнев Рау не пояснил.
Отсутствие чрезмерной деликатности со стороны главы немецкого внешнеполитического ведомства в разговоре с поляком можно объяснить. Рау зачем-то опять наступил на "больную мозоль" всей Германии.
Польское правительство, заявил глава МИД, по-прежнему настаивает на репарациях со стороны ФРГ. Причина все та же – ущерб, нанесенный во Вторую мировую войну.
Министр сказал, что вид и способ получения компенсации продолжают оставаться открытым вопросом. Видимо, настолько открытым, что никто, кроме поляков, его всерьез не воспринимает. Збигнев Рау опять не без пафоса заявил, что нет никаких сомнений в ответственности Германии за "катастрофу войны", массовую гибель людей и имущественные потери, с которыми столкнулась его страна в те годы.
И с ним никто не спорит – ответственность Берлин признавал и признает. Но эта тема давно закрыта на международном уровне как с юридической, так и с политической точки зрения. Это глава немецкого МИД тоже без намеков и иносказательности попытался донести до польского коллеги. И тоже, скорее всего, безрезультатно.