РИГА, 22 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Арнольд Бабрис в прошлом возглавлял один из отделов Бюро по защите Конституции (SAB)– самой грозной и сильной спецслужбы страны, теперь руководит авторитетной общественной организацией "За ответственность!", постоянно вращается в среде политиков, СМИ, общественников, солидных предпринимателей. И он вместе со многими уверенно говорит: нынешние власти страны доигрались, и скоро может грянуть буря. Об этом Арнольд Бабрис побеседовал с корреспондентом Sputnik Латвия.
Пора созывать команду "спасателей Латвии"
О том, что в Латвии вскоре могут произойти большие перемены в политическом мире (а следом и в бизнесе, и в социальной сфере) свидетельствуют недавние муниципальные выборы, на которых явка избирателей составила лишь 34 процента - рекордно низкая за всю историю новой Латвии. Но одно дело муниципальные выборы, а другое - будущие парламентские (состоятся в октябре 2022 года). На них (хотя они и ожидаются только через год с лишним), как сейчас поговаривают в политических кругах, может прийти еще меньше избирателей. Хорошо, если чуть больше 20 процентов. Это станет своего рода ответом народа на действия парламентариев и министров (от правящих партий) во время коронавирусной истерии, так до сих пор и не завершившейся.
Сейчас общество в Латвии озлоблено на политиков до предела: перед недавними муниципальными выборами, буквально накануне днем и вечером, народ созванивался и переписывался, задавая вопросы: "Пойдешь голосовать? А за кого?" И был частый ответ: "Конечно, не пойду – не хочу время зря тратить. Да и не за кого голосовать!" Люди перестали верить и таким "русским" партиям, как "Согласие", а уж тем паче прозападному продукту вроде "Единства " и Attistiba /Par ("Для развития/За"), испеченному в эмигрантских кухнях. В коридорах парламента уже теперь, как сквозняк, проносятся разговоры: если явка на грядущих выборах 2022 года будет чересчур низкой, значит, население страны вообще перестало верить всем партиям в республике, и тогда, скорее всего, начнут созывать так называемую команду спасателей - из тех, кто когда-то уже был у штурвала Латвии (и рулили в свое время неплохо), а теперь, например, занимается бизнесом или просто отдыхает от бурной политической жизни где-нибудь далеко за границей. И, конечно, нынешняя власть большие надежды возлагает на мнение и поддержку горячо любимой (да еще и денежной) эмиграции.
Дожидаясь еще весьма далеких парламентских выборов, имена и фамилии тех, кого могут пригласить "спасать Латвию" сейчас, понятно, держат в большом секрете. И тем не менее, поговаривают, что одним из таких "спасителей" может стать Вилис Криштопанс, который был премьером Латвии в 1990-х, а теперь занимается бизнесом в США и других местах, имеет солидные связи и авторитет в большой политике Запада. "Большой Вилис", хотя до выборов еще далеко, уже, кстати, начал обзванивать знакомых в Латвии, собирая свою команду, в том числе и политиков, спрашивая, например, кем они могли бы себя видеть, если снова вернутся в мир большой политики и займут ключевые посты. Их имена и фамилии тоже пока что держатся в секрете, но одним из таких мог бы стать, по слухам, Янис Адамсонс, работавший в прошлом более чем успешно, хоть и весьма жестко, на посту главы МВД. И, как одна из версий, нынешний "шпионский скандал" с Адамсонсом затеяли как раз те политики, головы которых Адамсонс, приди он к власти, срубил бы в первую очередь. Нанесли, так сказать, упреждающий удар по потенциально опасному для себя человеку. В свою очередь, Арнольд Бабрис сказал так на "тему Адамсонса":
- Тут, как говорится, версий море. А в нынешней Латвии, которая уверенно идет в сторону тоталитарного государства, в шпионы можно записать даже любого прохожего на основании самых нелепых политических заявлений и слухов. Пока следствие не предоставит убедительных доказательств вины Адамсонса в шпионаже, рассуждать на эту тему и высказывать версии можно очень долго. Шпионский скандал с Адамсонсом могли раздуть, например, чтобы еще больше дискредитировать "Согласие" и лично "капитана Акулу", а также для того, чтобы запугивать любую оппозицию и вообще людей, имеющих свою точку зрения: мол, любого могут ведь обвинить в шпионаже. И это лишь подтверждает мое мнение, что теперь у Латвии все признаки тоталитарного государства. А признаки демократичной страны – когда есть четкое и строгое разделение законодательной власти, исполнительной и судебной, а также существует свобода слова, то есть смело и открыто работают альтернативные СМИ. Однако, все это теперь не про Латвию…
В Латвии действует коалиционный совет (состоит из горстки политиков от правящих партий). Он выбирает и утверждает президента. Этот совет формирует правительство, и он же принимает законы, также – назначает судей. И теперь в Латвии две трети судей признают, что ощущают давление со стороны министра юстиции, назначенного тем самым коалиционным советом. А о свободе СМИ в Латвии в последние годы говорить и вовсе не приходится. Например, получают дотации, субсидии от правительства ряд СМИ, которые говорят лишь то, что удобно коалиционному совету.
Затронул Бабрис и тему муниципальных выборов:
- Если же вернуться к теме июньских выборов, то чересчур низкая явка на них была. И вот почему. Здесь сработало несколько факторов, один из которых ответ народа на совершенно бездарную последнюю территориальную реформу, которая прошла пару лет назад: правящие партии (главным образом - "Для развития/За") решили объединять разные регионы в свою пользу, чтобы у руля в городах и весях у власти было побольше своих депутатов. И в итоге жители этих регионов просто запутались: кто там от какой партии, чего они хотят и предлагают. В итоге вовсе не шли голосовать. Ну и, конечно, люди на все партии теперь озлоблены, не верят ни одной, и поэтому не видели смысла в своем участии в голосовании: зачем, если это все равно никак ничего не решает, и жизнь становится в Латвии только хуже и тяжелее.
Сила, способная противостоять
Но в таком отношении к политикам виноваты в первую очередь сами же политики. И теперь ситуация может измениться в Латвии только тогда, когда появится реальная сила, способная наказать правящие партии и карманную, ничего не способную делать оппозицию. Если такая сила появится, конечно, люди пойдут голосовать в поддержку тех, кто способен наказать партии, уничтожающие Латвию. Что же касается будущих парламентских выборов, о которых уже теперь в Латвии многие серьезно думают, то варианта может быть два: как рекордно низкая явка избирателей, так и очень высокая – в поддержку новой силы.
- Сейчас я вполне ответственно говорю, в Латвии есть все признаки революционной ситуации, которую создали сами же правящие политики. Например, они откровенно глумились над людьми во время коронавирусной истерии (в прошлом году и нынешнем): отказывались объяснять свои решения, игнорировали мнение народа, принимали совершенно нелогичные решения. Людям во многих странах власти реально помогали переживать разные ограничения из-за разгула нового вируса, например, снижали коммунальные платежи, выплачивали достойные пособия, как-то компенсировали потери предпринимателям, но Латвия превзошла всех: на людей только давили и никак толком не поддерживали, а лишь специально создавали проблемы населению. А те решения, что правящие политики предпринимали, никак не шли на пользу делу в борьбе с ковидом. Политики ведь могли нормально, по-человечески, объяснять свои решения – пусть даже через собственные СМИ и карманных, удобных во всем журналистов. И теперь – о вакцинировании. Тут тоже все абсурдно: те, кто готов привиться, не могут этого сделать, а тех, кто не хочет прививаться, заставляют это делать. В чем здесь логика политиков?
И о том, что появится некая "команда спасателей": я не верю, что пришлют лучших. В Латвии с каждым годом, с каждыми выборами только ухудшается состав парламента и правительства. Почему? Думаю, потому что та группировка, которая узурпировала власть (хотя в Конституции сказано, что "власть принадлежит народу" и потом только парламенту), создала условия, при которой не может появиться и работать нормальная оппозиция. Эта группировка убирает любые альтернативные силы, чтобы власть все крепче концентрировалась в их руках – политического олигархата.
Эта группировка выбила себе финансирование от Евросоюза. Она сделала все, чтобы ей самой никто не угрожал – задавили даже СМИ, имеющие какую-то иную точку зрения.
И если будет такая ситуация, когда кого-то придется звать в страну, то упомянутая группировка сделает все, чтобы поставить у власти марионеток и максимально послушных людей. И я не верю в хорошие намерения политиков приглашать кого-то нас "спасать" из-за границы, – подчеркивает собеседник.
На вопрос, куда же все-таки пропал оригинал Конституции, Бабрис ответил:
- Вовсе не случайно теперь поднялся скандал, когда громко звучит вопрос: а где же оригинал Конституции 1922 года? А президент и его администрация пытаются доказать, мол, для страны совершенно не важно, что нет (не удается нигде отыскать ) оригинала Конституции, на основе которой строилась новая Латвия в 1991 году. И тогда возникает вопрос: а что же пропало ("подчистили") из оригинальной Конституции? А я вот знаю, что в 1922 году выборы в Латвии были мажоритарными. К примеру, тысяча избирателей могла инициировать любой законопроект и потом реализовать фигурирующий в Конституции пункт. И еще в Конституции 1922 года было четко сказано, что власть принадлежит народу. Вот пусть теперь та самая коалиционная группировка докажет народу, что то, что вы теперь называете "Конституцией", аутентично той Конституции 1922 года. А люди все громче задают политикам правильные вопросы. Например, спрашивают правящие партии вот о чем. Латвия – одно из самых бедных государств Европы, люди из страны бегут потоком, несмотря на все сложности из-за нового вируса, а те, кто остаются на родине, беднеют, поскольку стремительно растет инфляция. У страны все меньше признаков демократического государства. И тогда вопрос: кто теперь ответит за построение в Латвии тоталитарной системы? И кто призовет этих политиков к ответу?