РИГА, 18 июн — Sputnik, Дмитрий Олейников. Малоизвестное предприятие выиграло конкурс на поставку единой системы видеонаблюдения Информационному центру министерства внутренних дел. Все бы ничего, но на момент заключения закупки, предприятие принадлежало сыну парламентского секретаря МВД Сигне Боле – Карлису Боле.
Согласно публично доступной информации, на момент объявления закупки в феврале-марте этого года предприятие KB Open не проработало на рынке еще и одного финансового года, его уставный капитал составлял 2800 евро, а зарегистрировано оно было по адресу квартиры в одном из домов Риги. Потом, правда, собственником фирмы стала некая Герда Готлевска, но и она, по данным СМИ, связана с семьей Боле. Отвечая на вопросы журналистов, представители фирмы заявили, что "мы честно участвовали в открытом конкурсе, в котором победили, предложив выполнить все необходимые требования по самой низкой цене".
Вступившая в должность главы МВД Мария Голубева поручила госсекретарю МВД Димитрию Трофимову провести проверку данного конкурса, проведенного еще при ее предшественнике – Сандисе Гиргенсе из бывшей коалиционной партии KPV LV.
Таким образом, заседание комиссии стало, своего рода, политическим продолжением начавшейся истории по закупкам. На парламентской комиссии, к сожалению, ни г-жа Боле, ни представители фирмы – победителя не появились. За них отвечало все руководство МВД и Госполиции.
Госсекретарь МВД Димитрий Трофимов объяснил, в частности, что кабинет министров поставил перед руководством МВД важные задачи, связанные с контролем за "антиковидными" мероприятиями, соблюдением правил пересечения границ Латвии – как внутренних так и внешних, и борьбу с преступностью на фоне COVID тоже никто не отменял, хотя полиция работала в условиях крайней перегрузки. Необходимость объявления конкурса Трофимов объяснил так: "Следовало уменьшить давление на госбюджет, поскольку все эти сверхурочные часы с соответствующими доплатами измерялись миллионами. Во-вторых, необходимо было улучшить эффективность исполнения прямых функций, отсюда и возникло обоснование этого проекта".
Сеть камер видеонаблюдения позволяет связать камеры слежения, находящиеся в распоряжении Госполиции и полиции самоуправлений, что позволит более тщательно контролировать важные объекты.
Лига Лапиня из Информационного центра МВД рассказала депутатам, что конкурс проходил, согласно закону – приглашения к переговорам получили все фирмы, которые пожелали участвовать в тендере: "Мы объявили процедуру переговоров, согласно нормам "Закона о публичных закупках" при чрезвычайных обстоятельствах. Предложения были отправлены SIA Mondot, SIA KB Open, SIA Latvijas mobilājs telefons…. Выбран был самый дешевый претендент". К настоящему времени фирма-победитель оборудовала уже 64 точки по всей Латвии. Работа проводится поэтапно, контракт на поставку и обслуживание заключен сроком на четыре года.
Депутат от Новой консервативной партии задал несколько вопросов, например, о том, как оценила отборочная комиссия финансовое состояние фирмы – потенциального победителя, поскольку компания не сдала еще ни одного годового отчета, или же – как члены комиссии смотрели на такой показатель, как наличие опыта работы (учитывая, что компании едва исполнился календарный год). Впрочем, важное заявление сделал инспектор Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Айварс Рапша: "На данный момент, по имеющейся у нас информации, нет оснований считать, что произошло нарушение ограничений, наложенных "Законом о предотвращении конфликта интересов должностных лиц", но мы продолжаем оценивать эту информацию".
Председатель комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям Рейнис Знотиньш сделал итоговое заявление, в духе того, что "принятые в рамках проведенной закупки системы видеонаблюдения надо проверять".
Вполне нейтральное решение, которое заставляет задуматься о том, что заседание комиссии происходило не столько для того, чтобы установить возможные нарушения законов (а чисто по человечески интересно, обсуждали ли мама Боле с сыном Боле ход его бизнес-проекта в МВД, или же он все делал скрытно), сколько для того, чтобы НКП могла лишний раз "наказать" выброшенную из правительства накануне KPV LV. Своего рода, сведение политических счетов.
Симптоматично, что на другой комиссии Сейма в этот же день рассматривался в общем-то аналогичный вопрос, только, в адрес Минобороны. Там вниманию депутатов от оппозиции удостоилась закупка формы у предприятия SRC Brasa на более чем 1,5 миллиона евро для нужд Национальных вооруженных сил, произведенная в феврале этого года. Годом ранее это предприятие оказалось в центре скандала, связанного с закупкой, проведенной МВД, по итогам которой было даже возбуждено уголовное дело. Впрочем, это не помешало министерству обороны успешно сотрудничать с компанией.