РИГА, 14 июн — Sputnik. Главные дополнительные траты, которые оказывают негативное влияние на бюджет латвийцев, – это расходы, без которых можно обойтись, свидетельствует исследование Института финансов Swedbank. На это указали 43% респондентов, что на 8 процентных пунктов больше, чем в 2018 году. Негативно на бюджет также влияют покупки во время скидок или акций (36%) и обеды вне дома, в том числе доставка еды (18%), передают reitingi.lv.
Большинство, или 92% жителей считают, что могли бы сэкономить, а 43% признают, что экономия могла бы составить более 50 евро в месяц.
Как указано в исследовании, одним из факторов, способствующих совершению ненужных покупок, является развитие онлайн-торговли. Согласно данным опроса, 89% латвийских жителей делают покупки в интернете, к тому же каждый четвертый признает, что в условиях пандемии чаще приобретали товары, без которых в другой ситуации можно было бы обойтись. Наибольший удельный вес таких покупателей встречается среди молодежи, а также среди жителей с высокими или средне высокими доходами, рижан и жителей других крупных городов Латвии. Только 29% покупателей заверяют, что приобретали через Интернет лишь самое необходимое.
"Онлайн-торговля во время пандемии основательно расцвела с учетом того факта, что люди значительно больше времени проводили дома, у своих устройств, делая и различные покупки. Важно понимать, что для людей, склонных к импульсивным покупкам, домоседство в комплекте с развитием магазинов, торгующих онлайн, может привести к большим сложностям в плане личных финансов. Легкая доступность товаров в интернете, возможность получать их, не выходя из дома, и много свободного времени с уменьшением всевозможной внерабочей активности несомненно способствуют нецеленаправленному шопингу", - говорится в исследовании.
Нередко то, что под влиянием момента кажется привлекательным, современным и необычным, после тщательно обдумывания оказывается ненужным и бесполезным. Важно соблюдать финансовую дисциплину и тщательно планировать свои финансы", - говорит эксперт Института финансов Swedbank Эвия Кропа.
В качестве нецелесообразных покупок потребители чаще всего упоминали приобретение в интернете одежды (31%) и продуктов питания (31%). Сравнительно часто без особой потребности покупаются косметика, средства для ухода (23%) и медикаменты, пищевые добавки (23%), а также хозяйственные товары (18%) и бытовая техника (18%) – пылесосы, вафельницы, аэрогрили. Реже всего в список нецелесообразных покупок включаются компьютерная техника и мобильные телефоны (5%).
Нецелесообразные покупки в интернете во время пандемии в основном имеют психоэмоциональную причину – желание себя порадовать, улучшить настроение (63%). Как стимулы для нецелесообразных покупок упоминаются сравнительно легкая доступность товаров в интернете (37%), импульсивные решения (34%), желании уменьшить стресс (28%), а также маркетинговая активность продавцов и акции со скидками (28%). Показательно, что обладатели средних и высоких зарплат почти в два раза чаще, чем другие, к стимулам для нецелесообразных покупок относят скуку и наличие большого свободного времени.
"На просьбу назвать самую нецелесообразную покупку, сделанную в интернете во время пандемии, жители упоминают самые разнообразные вещи – держатель для зубных щеток, пластырь для похудения, несоответствующую типу кожи маску для лица, муравьиный яд, витамины, пятидесятую пару штанов, термос, игрушки и различные мелочи из Китая.
Эти ответы еще больше подтверждают тот факт, что нередко случается покупать вещи, которые нам не просто не годятся, но на самом деле не нужны. Это, вероятно, может быть сигналом о неспособности отказаться от шопинга, который ведется только ради процесса. В таких случаях важно осознавать, что это начинает становиться проблемой, и соответствующим образом действовать – найти себе другое занятие, которое дает требуемое удовлетворение, уменьшить поток входящей рекламы, произвести учет затрат и определить их оптимальную сумму в месяц, а также перед совершением любой покупки хотя пару дней подождать", – советует Эвия Кропа.