РИГА, 2 июн — Sputnik. В США обнаружили верный метод снижения количества автомобилей, врезающихся в диких животных, однако он придется по вкусу не всем, пишет The Atlantic.
В среднем около 20 тысяч жителей Висконсина ежегодно врезаются в оленей на автомобилях, почти пятьсот человек в результате получают травмы, а восемь человек в год погибают. Однако, по мнению экономиста по природным ресурсам Уэслианского университета Дженнифер Рэйнор, жертв было бы намного больше, если бы не волки.
Волки часто перемещаются вдоль дорог и железнодорожных путей. Убивая оленей в этих местах или просто отпугивая их, волки могут предотвращать столкновения автомобилей с животными. Коллеги Рэйнор проанализировали данные за 22 года и обнаружили, что в Висконсине волки снизили количество ДТП с участием оленей на четверть. Они экономят штату 10,9 млн долларов каждый год, в 63 раза больше, чем компенсация за съеденный волками скот.
"Вишенка на торте - то, что волки делают эту работу весь год за свой счет, - говорит эколог Университета Западного Онтарио Лиана Занетт. - Это выигрышная ситуация для всех".
Однако волки обладают даром вызывать противоречивые чувства.
К середине 1960-х волки в континентальной части США были почти истреблены, после чего их поместили под охрану и даже специально поселили в некоторых местах, включая Национальный парк Йеллоустон. Однако их влияние на экосистему постоянно вызывало горячие споры. Их беспрерывно исключали из списка вымирающих видов и добавляли в него снова. Волки оказались настоящими "политическими животными".
В случае, если данные Рэйнор удастся воспроизвести и подтвердить, они смогут добавить три важных аргумента к спору о волках.
Во-первых, большинство исследований волков происходят в национальных парках, почти свободных от влияния человека. Эти исследования мало сообщают о том, как эти животные поведут себя, если вокруг них будут города, фермы и дороги.
Во-вторых, по словам Рэйнор, "люди, которые ценят волков, редко живут там, где обитают волки". Городские любители дикой природы могут быть рады узнать, что в ней есть волки, но это сельским жителям придется смотреть на туши убитого скота. Преимущества волков абстрактны и трудноопределимы, их недостатки ощутимы и кровавы. Но, по словам Рэйнор, с оленями сталкиваются машины как городских, так и сельских жителей, так что последние тоже получают пользу от волков.
В-третьих, как отмечает социолог Университета Колорадо Ребекка Немец, обычно разговоры о волках концентрируются на их негативном влиянии на людей. Исследование Рэйнор показывает, что волки могут оказывать и положительное влияние на экономику, предотвращая убытки от ДТП.
Скептики возразят, что должны же быть более простые способы избежать ДТП с оленями, чем волки. И они есть, но у них тоже есть недостатки. Дешевые методы, вроде предупреждающих знаков для водителей, просто не работают. Эффективные методы, вроде эстакад для оленей, стоят столько, что их имеет смысл ставить только в местах, где столкновения происходят регулярно.
Нужно отметить, что автомобили редко врезаются в волков - с апреля 2019-го по апрель 2020 года было всего 21 таких ДТП, по сравнению с 20 тысячами столкновений с оленями.
Так что да, как ни странно это звучит, но ДТП с дикими животными - это проблема, которую лучше всего могут решать волки.
Рэйнор и ее соавторы доказали, что с 1990-х годов, когда популяция волков в Висконсине начала расти, с их появлением в новом месте количество ДТП с оленями там снижалось, при этом другие виды столкновений не становились более редкими.
Однако, если волки действительно делают дорогие безопаснее, то как они это делают? По данным Рэйнор, количество неслучившихся ДТП гораздо больше, чем количество съеденных оленей. По ее мнению, волки просто отпугивают оленей, заставляя держаться подальше от дорог.
Кроме того, волки отпугивают оленей и от сельскохозяйственных земель, а вместе с ними уходит и их пищевая цепочка - койоты, лисы, мелкие грызуны и клещи, благодаря чему может снижаться распространение болезни Лайма. Последнее всего лишь гипотеза, но есть смысл ее проверить.