По самые шпроты. Литва ушла из платформы КНР: "17+1" теперь минус один

Вильнюс рискует навлечь на себя неприятности после резких выпадов в адрес Пекина. Когда трехмиллионный "карлик" откровенно дерзит полуторамиллиардному Китаю, становится немного тревожно - за Литву
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Показательная дезинтеграция в исполнении литовских властей наводит на печальные мысли, отмечает автор радио Sputnik Кирилл Гришин.
Мы-то давно понимаем, что Вильнюс – величина, прямо скажем, не субъектная ни на карте Прибалтики, ни тем более на европейской. Но когда трехмиллионный "карлик" откровенно дерзит полуторамиллиардному Китаю, становится немного тревожно. За Литву. На ум приходит нетленное из Крылова: "Ой, Моська, знать, она сильна, коль лает на слона!". Реакция Китая сдержанная, но однозначная.
Платформа "17+1" – открытый механизм торгово-экономического сотрудничества, и, если Литва считает, что что-то идет не так, то нет проблем. Но Вильнюс явно хочет хлопнуть дверью и впечатлить некоторые западные державы, особенно США. Литва обвинила Китай в том, что тот своим механизмом тот якобы раскалывает ЕС, словно опасаясь, что Пекин окажется равнодушен к выходу Литвы, пишет ведущее китайское англоязычное издание Global Times. Обретя независимость, эта страна ведет себя радикально, нередко выступая застрельщиком антироссийских действий, и называет себя "прифронтовым государством".
На долю Литвы приходится лишь небольшая часть торговли Китая со странами Центральной и Восточной Европы. Всего 1,35 миллиарда долларов, по данным Минторговли КНР за 2019 год, напоминает издание в другой статье.
Литва не в том положении, чтобы нападать на Китай – маленьким странам это не подобает. Скромно и достойно, в неповторимой восточной стилистике, советует китайская газета в своей редакционной статье. Похоже, там знакомы с творчеством великого русского баснописца.
Несколько дней назад литовский Сейм решительно выступил против нарушения Китаем прав уйгуров и потребовал от ЕС пересмотреть политику в отношении Пекина. В Литве призвали отменить Закон о национальной безопасности в Гонконге, вывести китайские войска, прекратить "ограничения на свободу выражения мнений и политических прав", а также допустить независимых экспертов по правам человека на территорию Тибета и организовать диалог с Далай-ламой. А еще в марте Вильнюс сообщил о планах открытия торгового представительства на Тайване, который является спорной территорией, по мнению стран Запада. При этом Пекин признает остров в качестве китайской провинции, напоминает Baltnews.
Жалкие миллионы против миллиарда. Литва получила "ответку" из Китая
Теперь платформа Китая и стран Центральной и Восточной Европы возвращается к изначальному количественному составу. Первый саммит партнерства прошел в Польше в 2012 году, запустив платформу "16+1" для развития сотрудничества и торговли. А когда Греция присоединилась к этому клубу в 2019 году, она была переименована в "17+1" и стала важным дополнением к связям Китая с ЕС. Но теперь "минус один", и вновь изначальные "16+1". И не сказать, конечно, что проект потерял ключевого партнера. Отнюдь.
Литовские власти должны понимать, что недружественные действия в отношении Китая не останутся без ответа, заявил литовским СМИ посол КНР в балтийской республике Шэнь Чжифэй. Но другое дело, что теперь, очевидно, ЕС инициирует некое продолжение этой истории по "тибетско-уйгурской" линии. Думается, что Китай, при все неоднозначности этого вопроса, ответит, что это его внутреннее дело.
Литва, конечно, безупречно сыграла свою роль второго плана, этакого политического камикадзе. Осрамившись по самые шпроты.