При большом желании объяснить можно что угодно. Буквально. Объяснить, но не оправдать. Однако то самое оправдание часто скрывается за формулировками вроде "непредвзятый взгляд", "новое прочтение", "глубокое переосмысление" и прочими, отмечает автор радио Sputnik Светлана Холоднова.
Вот и Норвегия решила воспользоваться лазейкой и рассказать "человеческую" историю норвежских нацистов, которые, мол, "стали жертвами гитлеровской пропаганды". А потом убивали людей, например, под Москвой, Ленинградом и не только. И даже не раскаиваются.
Это все про документальный фильм "Фронтовики" местного режиссера Александра Кристиансена и его "героев". И ладно бы зловредная (других мнений быть не может у адекватного человека) лента прошла где-то тихонько и не привлекла бы внимания, но картину фактически поддержал МИД Норвегии: в ответ на справедливую критику картины там заявили, что готовы защищать свободу слова, а разные мнения – основа основ демократии.
Разумеется, восприятие подобного зрителем, в первую очередь, зависит от самого зрителя. Хочется верить, что большинство посмотревших такое кино ужаснется цинизму и осознанному выбору, который сделали тогда и транслируют сейчас. И проговаривают это с экрана. Однако подача и авторское видение материала легко искажают картину, навязывая определенную точку зрения. И вот уже норвежские легионеры СС становятся чуть ли не "бравыми ветеранами".
"Фронтовики" - далеко не единственный пример ядовитой пропаганды в Норвегии. Такой, которая облечена в форму творчества (искусством язык назвать не повернется). В частности, в северном королевстве множество похвал от литературных критиков получил детектив "Сигнал бедствия" (Mayday) норвежской писательницы-дебютантки Грете Бое.
Сюжет прост: два летчика (норвежка и американец), чей самолет сбили русские вблизи Мурманска, вынуждены пробираться до границы Норвегии, чтобы спастись от безжалостного российского спецназа и заодно от холодного человеконенавистника в лице президента России. Последний по сюжету готов развязать настоящую войну из-за инцидента со случайно залетевшими не туда натовскими военными пилотами.
Рецензии это произведение получило положительные, а критиков особенно впечатлила "реалистичность" происходящего - то, как все, мол, похоже на правду. Без комментариев.
На перечисление других литературных и киношных "шедевров" норвежского производства ушло бы много букв, однако суть в другом: творческие единицы королевства, которое всегда заявляет о желании поддерживать добрососедские отношения с Россией, стали выпускать много антироссийских и ревизионистских работ. Причем иногда и при поощрении со стороны официальных властей. И такая тенденция стала набирать обороты именно в последние несколько лет.
К чему бы это, возникает резонный вопрос. То Норвегия опасается стать плацдармом для противостояния России и США в арктическом регионе и старается вести себя сдержанно, хоть и входит в НАТО; то приглашает к себе американские бомбардировщики для учений и базирует их у границы с Россией; то предоставляет США беспрепятственный доступ на четыре свои военные базы.
Добрососедский настрой по отношению к России тут и не ночевал. А вот типично натовское поведение налицо.
Хорошо бы Осло проявило и другую инициативу – по контактам со своим географическим соседом. Чтобы сказать уж прямо, если на то пошло: сидеть на двух стульях надоело, мы выбираем тот, что дальше, около-американский, нам он удобнее. Честность и прямота в данном случае только приветствуются. Хотя и все эти "Фронтовики" с "Сигналами бедствия" тоже неплохо доносят мысль. И могут спровоцировать соответствующую реакцию.