Транзит

TransRussia без Рижского порта: стратегией транзита в Латвии больше никто не занимается

Сегодня, 12 апреля, делегация латвийского транзитного бизнеса во главе с Минсообщения вновь презентует свои предложения на выставке TransRussia в московском "Крокус Экспо"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 12 апр — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Пандемия заметно уменьшила число участников выставки: после двухлетнего перерыва делегация состоит из 11 компаний, в том числе 6 частных - это минимум вдвое меньше, чем ранее. На выставке впервые не представлен Рижский свободный порт, который до этого был основным спонсором латвийского стенда наравне с Латвийской железной дорогой.
Подготовка к форуму началась в разгар ковидных ограничений, когда еще было непонятно, как энтузиастов латвийского транзита пропустят через границу. Однако буквально за пару недель до даты открытия выставки возобновилось авиасообщение Риги с Москвой, и, пройдя необходимое тестирование на коронавирус, небольшая делегация отправилась напоминать многочисленным клиентам в России и СНГ о том, что географическое положение Латвии не изменилось и она по-прежнему обеспечивает выход к Балтике через железную дорогу колеи 1520, обработку и хранение грузов в портах и на таможенных складах, брокерские услуги (в том числе и в Великобританию, которая вышла из таможенного пространства ЕС).
"Особенностью нынешней выставки наверняка будет изменение транспортных потоков с переносом центра внимания на сухопутный маршрут по железной дороге из Китая. Если ранее он считался быстрой, но более дорогой альтернативой морскому фрахту, то сегодня ситуация в корне изменилась: 40-футовый контейнер от Шанхая до Риги морем стоит не менее 11 тысяч долларов и идет 45 дней, тогда как по железной дороге его доставка обойдется в 7 тысяч долларов, а времени уйдет втрое меньше - 14 дней", - сообщил менеджер проектов A&A Logistic Дмитрий Трунов.
Причина резкого подорожания морского фрахта – в отсутствии порожних контейнеров на китайской стороне, пояснил эксперт. Контейнеры, отправленные с товарами в Китай, не получили обратной загрузки и пылятся по другую сторону Тихого океана. Что тому причиной: спад потребления в результате магазинных локаутов или торговые войны США и Китая, сказать трудно, однако впервые с момента запуска экспресс-поездов из Китая в Европу этот маршрут стал опцией не только для дорогостоящих грузов, но и для всех остальных. Надо заметить, что в абсолютных величинах цены стандартной доставки подпрыгнули минимум вдвое, что не замедлит сказаться на ценах для потребителей.
Транзит
Экс-министр сообщения: латвийские порты лучше ликвидировать, а поезда распилить
Латвия как транзитный центр привлекательна тем, что хранение товаров на таможенных складах здесь обходится в 2-3 раза дешевле, чем в Московском регионе, а подборку ассортимента можно заказать даже для конкретного покупателя, а не для промежуточного склада. Как страна с большой долей русскоязычного населения, Латвия также успешно работает как дистрибьюторский центр для товаров, произведенных в России и СНГ, обеспечивая растаможку для европейского рынка с 500 миллионами потребителей и развоз заказанных партий "от двери до двери" и по круговым маршрутам, что заметно снижает себестоимость услуги для заказчика. Прогнозируется, что специализированные фирмы с 1 июля возьмут на себя часть посылочного бизнеса и обеспечения интернет-торговли: согласно регуле ЕС, с этого времени все отправления из третьих стран в ЕС будут облагаться таможенными налогами и пошлинами.
Транзит до сих пор обеспечивал Латвии от 10 до 20% ВВП и базировался на умениях и профессионализме тысяч транспортников. И несмотря на то, что поездку на TransRussia 2021 инициировало Минсообщения, недавнее заявление премьер-министра Кришьяниса Кариньша: "Транзит нам не нужен" в очередной раз показало специалистам: стратегией в развитии транзитного бизнеса больше никто не занимается. Поэтому и Рижский свободный порт вместо процветающей организации стал ареной склок, теряя оборот и привлекательность. Его гордость – автоматизированный комплекс перевалки минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal, где на обработку одного железнодорожного вагона уходит 1,5 минуты, - скоро покинет Рижскую гавань и перебазируется в Россию.