Транзит

Падение еще одной отрасли в Латвии ставит под удар существование латышского языка

Латвии не впервой возлагать траурные венки той или иной отрасли народного хозяйства, еще вчера ходившей в приоритетах. Это финансовое посредничество между Востоком и Западом, транзит, металлургия, авиационные перевозки
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Обычно мы, латыши, стоически переносим эти невзгоды. В конце концов, гибель многочисленных отраслей отраслей не ставит под угрозу принципиальные для существования латвийского государства вещи. Ну, во всяком случае она не убьет их быстро, уже в будущий вторник.
Наоборот, финансовое посредничество, транзит, пассажирские перевозки и производство подразумевают проникновение в Латвию чужого (читай — русского) языка. Поэтому никто из представителей этих отраслей не кричал: ах, спасите порты и железнодорожные перевозки, с ними погибнет латышский язык! И потом, скажем честно, от угля, мазута, чугуна и денег - сплошная грязь да копоть.

Реклама - двигатель контента

Иное дело - стерильные и возвышенные сферы. Недавно вот мы писали, что государственный стандарт обучения литературе и латышскому языку в средней школе предусматривает два часа уроков в неделю. То есть скоро латышских писателей некому будет читать.
Транзит
Ушаков высказался за торговлю и транзит в Латвии, развенчав теорию Кариньша о богатстве
И вот очередной тревожный сигнал. Исполнительный директор Латвийской ассоциации вещательных организаций Андрис Кениньш заявил в интервью агентству LETA, что ежегодное уменьшение рекламного рынка Латвии на 15-20% является серьезной угрозой созданию оригинальных, созданных в Латвии передач и, как результат - самому латышскому языку!
Да, государство в этом году выделило СМИ 3,7 миллиона евро для уменьшения последствий пандемии и еще почти 1,7 миллиона в качестве ежегодной поддержки. Но это не компенсирует наблюдающегося год за годом усыхания денежного потока за рекламу.
За первые три месяца года этот поток обмелел на 10-20%, в зависимости от вида СМИ. А за весь 2020 год, как свидетельствуют данные Латвийской рекламной ассоциации, объем рекламы в СМИ Латвии составил 68,5 миллиона евро. Или минус 16,4% про сравнению с 2019. Поэтому оригинальное содержание и государственный язык опять под угрозой.

Купить хорошее или сделать скучное?

Беда еще и в том, что жители Латвии все лучше овладевают иностранными языками. И для них не составляет большого труда переключиться на зарубежный канал или на цифровое СМИ, вещающее на английском.
Кто там требует двуязычия в Латвии? Линдерман о яростной борьбе латышского с русским
И если с экспансией русского языка на ТВ, как мы видим, можно бороться административными мерами, так как он не является официальным языком ЕС, а также обвинять распространителей каналов на русском во всех мыслимых и немыслимых преступлениях, то с английским гораздо сложнее.
Кениньш жалуется, что поэтому особенно трудно как раз национальным СМИ маленьких стран. И часто телевизионные продюсеры стоят перед выбором - потратить бешеные деньги на создание отечественного контента, или относительно за дешево купить многобюджетное (и к тому же интересное) шоу или сериал, созданные в большой стране.

Интернет-гиганты обобрали до нитки

Казалось бы, в условиях пандемии латвиец должен прильнуть к ТВ экрану, больше делать все равно нечего. Но нет. По словам исполнительного директора, латвиец посвящает все свободное время социальным сетям, которые, сами знаете кому принадлежат, соответственно, рекламные доходы опять идут мимо качественного отечественного контента. Монстры, такие, как Google, Youtube и Facebook, согласно данным СГД, снимают с рынка рекламы сливки на 225 миллионов евро.
"Что это значит для госбезопасности, для латвийских газет, радио, интернет порталов и телевидения"? - Спрашивает Кениньш с трагическим пафосом. - Настал крайний срок для коллективного поиска решений того, как маленькому государству защищать местные медиа".
Добавим от себя, что из-за закрытия магазинов все больше латвийцев покупают одежду и другие товары у китайцев в интернете, а не у местного прилавка, следовательно, наши магазины на рекламу особо не тратятся.

Что не позволено латышу, не позволено и русскому!

Теперь, конечно, становится по-человечески понятно то злорадство, с каким в Латвии закрывается качественный и высокобюджетный контент, создаваемый на российском телевидении. Сами не можем, и вам на дадим! Если латыши не могут себе позволить действительно интересные передачи на родном, то почему такой роскошью должны пользоваться русские?
Кабельный оператор Tet возобновил ретрансляцию Первого Балтийского канала в Латвии
А недостача от прекращения рекламных поступлений на русских закрытых каналах? Ведь налоги идут в бюджет, а потом перенаправляются на развитие латышского контента. То же самое, кстати, можно сказать и о металлургии, перевозках угля и деньгах.
Налоги текли в госкассу, а оттуда финансировалась культура, праздники песни, бесчисленные программы и проекты по развитию контента, культуры, лечению депрессии у писателей и т.д. и т.п. Но, вероятно, не все в Латвии способны увидеть эту тонкую связь.
Задачка на сообразительность
Вот представьте себе картину - в бюджете Латвии остался последний миллион. Есть две приоритетные возможности, куда его инвестировать.
Первая - вложить в Праздник песни. Вторая - отремонтировать железнодорожные пути, провезти по ним несколько составов угля в порты, заработав на этом еще 10 миллионов. И вложить миллион из них в Праздник песни.
Какой вариант выберут латышские чиновники? Конечно первый, потому что Праздник песни важнее угля.