Латвийские ветераны ВОВ не меняют выбор: бить врага до победы

Латвийские ветераны Великой Отечественной войны, в том числе те, кто освобождал республику от нацистов, сегодня могут рассчитывать только на помощь своих родных и близких. Помогает посольство РФ в Латвии – для России память о великом всенародном подвиге очень важна
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 2 апр — Sputnik, Андрей Татарчук. В этом году семь ветеранов Великой Отечественной войны в Латвии отмечают свой вековой юбилей. Они защищены только своими семьями, внуками и правнуками, на латвийское государство рассчитывать невозможно, правительство игнорирует их существование, говорит Sputnik Латвия глава Латвийской ассоциации борцов Антигитлеровской коалиции (ЛАБАК) Галина Муштавинская.
"В России сегодня живет более миллиона ветеранов войны, а у нас в составе Латвийской ассоциации борцов Антигитлеровской коалиции на сегодня осталось всего 480 человек, включая 250 наших последних ветеранов. Это и 18 участников Великой Отечественной из состава освобождавшего Латвию 130-го Латышского стрелкового корпуса, но сегодня только пятеро из них выходят из своих квартир. Я очень надеюсь увидеть многих из них на мероприятиях, посвященных памяти и воинской славе в этом году. 22 июня – дата 80-летия нападения фашистской Германии на Советский Союз, дата тяжелая, но и знаменательная победой над нацизмом. В которой участвовали наши ветераны", - говорит Галина Владимировна Муштавинская.

Сегодня выбор был бы такой же, как в 1941-м

Ей тяжело говорить о потерях, в прошлом году правительственные ограничения вокруг эпидемиологической ситуации приковали к постели тысячи латвийских стариков. А ведь самые младшие из них, видевших войну, уже старше восьмидесяти лет. В ЛАБАК входит 31 региональное отделение и 200 бывших узников нацистских концентрационных лагерей, включая Саласпилсский. Семь участников Великой Отечественной в Латвии в 2021 году отмечают свои 100-летние юбилеи. И здесь, по словам Муштавинской, они могут рассчитывать только на родных и близких – как-то незаметно получилось так, что государство перестало замечать стариков. Основная характеристика нормального здорового общества – это не язык, не уровень доходов, даже не благотворительность. Главное – это высокий уровень эмпатии в обществе, выражающейся в помощи и добром отношении к пожилым людям, живущим рядом. Приходится признать равнодушие, пропитавшее за три десятка лет независимую республику: только в семьях заботятся о своих дедах и прадедах, для государства сегодня это лишь бюджетный балласт.
От героев былых времен: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны из Латвии
"Это равнодушие отвратительно тем, что стало нормой для латвийской политики. Но скажу, что латвийские ветераны Великой Отечественной войны сегодня сделали бы такой же выбор, как в 1941 году, встав на защиту нашей Родины. Сегодня выбор был бы такой же, как в 1941-м. Бить врага до полной победы", - говорит наша собеседница.
Международный день освобождения узников концлагерей 11 апреля (день, когда в 1945 году заключенные концлагеря Бухенвальд в Тюрингии подняли восстание), ветераны ЛАБАК планируют возложить венки и цветы в Саласпилсе у мемориала военнопленным красноармейцам на территории саласпилсского отделения "Шталаг-350", одного из 15 в окрестностях Риги при оккупационном рейхскомиссариате Остланд. Только в могилах военного концлагеря в Саласпилсе покоится, по словам Муштавинской, 47 тысяч советских солдат и офицеров. Площадь этого лагеря была 18,82 гектара, военнопленные жили под открытым небом и в земляных норах, ели кору деревьев до уровня человеческого роста. В районе поселка Саласпилс под Ригой существовало несколько отдельных концлагерей, включая лагерь для политических заключенных Куртенгоф, на месте которого расположен крупнейший в республике мемориал памяти жертв нацистского режима. У основного лагеря Саласпилс было также несколько филиалов, и все узники, включая выживших детей, были освобождены в конце августа 1944 года в ходе Рижской наступательной операции РККА.

Мемориальный день 11 апреля

"Мы отмечаем в этом году 77-летие освобождения концлагеря Саласпилс, - говорит Муштавинская. - Массовые памятные мероприятия, на которые я подала заявку, скорее всего, будут запрещены в связи с эпидемией, но в личном порядке 11 апреля положить венки к местам бывших бараков концлагеря и к стеле жертвам "Шталаг-350" в Саласпилсе не возбраняется. Сохранение памяти тем важнее, чем меньше в живых остается участников и свидетелей тех страшных событий".
Видео
Ригу освободили русские, латыши вошли потом: ветеран ВОВ из Латвии о цветах и окопах
Во время Второй мировой войны на территории нацистской Германии, ее стран-союзниц и на оккупированных ими территориях действовало, помимо тюрем, гетто и т. п., около 14 тысяч концлагерей. Не все они были в управлении СС и имели статус концентрационных, но все они были лагерями смерти.
Примирение между легионерами Waffen SS и ветеранами ЛАБАК невозможно, по словам Муштавинской. День примирения пробовал организовать в свою бытность президентом Латвии Валдис Затлерс, но даже тогда пришлось разделить две делегации на президентском приеме в Рижском замке. "Наши ветераны отказываются от примирения: как так, когда эсэсовцы воевали, присягнув Гитлеру, а теперь их пытаются назвать борцами за свободу Латвии. Никакого примирения победителей с палачами и карателями невозможно. И я знаю, что в Латвии живет больше 20 бывших легионеров СС, а по всему миру, в том числе в эмиграции, известны имена 93 эсэсовцев. И если ветераны дивизий нацистского легиона Waffen SS имеют еще какую-то дополнительную финподдержку государства, как индексируемые пенсии, то ветераны армии победы полностью игнорируются государством", - говорит глава ассоциации.
Попытка примирения не нашла понимания и со стороны ветеранов 15-й и 19-й дивизий СС в Латвии. И очевидно, черное и белое в этом случае невозможно превратить в универсальный серый цвет. Историю победы нельзя изменить и унифицировать ради глобальных политических выгод, как ни пытаются. Гитлеровский нацизм стал худшим и самым убийственным режимом в истории всего человечества, а коллаборационисты даже хуже наци. Никакие либеральные тенденции толерантности и конформизма не могут изменить эту ситуацию. Но и ненависть за три четверти с лишним века после разгрома нацизма тоже поблекла, поистерлась и выгорела. Осталась дань памяти, как скромные венки, которые латвийские ветераны возложат к мемориалам жертв нацистской оккупации в день 76-летия восстания узников Бухенвальда.