РИГА, 22 мар — Sputnik. Концептуальная ясность о будущем транзитной отрасли может появиться в течение шести месяцев, заявил министр сообщения Талис Линкайтс в ходе дискуссии "Какая реформа управления портами нужна для развития латвийских портов: за и против", передает BNN.
Парламентский секретарь Минэкономики Юргис Миезайнис призвал рассматривать реформу портов в контексте транзитной политики Латвии. "В идеале реформу управления портами следует рассматривать вместе со стратегией развития отрасли", - заявил он.
Министр Талис Линкайтс в этой связи отметил, что без транзита и грузовых перевозок через порты экономика Латвии не может функционировать. По мнению министра, необходимо увеличивать понимание роли транзита в экономике страны - он не только генерирует налоговые поступления и создает рабочие места, но и является системно важным сектором.
В настоящее время проходят дискуссии о будущем транзита, и в течение полугода может быть достигнута концептуальная ясность, добавил министр.
Ранее премьер-министр Кришьянис Кариньш, отвечая на вопрос депутата Николая Кабанова во время ежегодного отчета о работе правительства перед Сеймом, заявил, что модель работы транзитного и банковского бизнеса в Латвии устарела и не может сделать страну богатой.
"Это устаревшая мысль, что транзит нас спасет. Мост между Востоком и Западом. Ну куда он нас заведет. Мы возили и возим нефтепродукты, каменный уголь, минералы, минеральные вещества, насыпные грузы в наши порты. Идет через нашу, так сказать, территорию — но государство от этого, к сожалению, не становится богатым", — сказал глава правительства.
Совокупный грузооборот портов Латвии за два месяца 2021 года составил 7,047 миллиона тонн грузов, что на 11,8% меньше, чем за соответствующий период 2020 года. В 2020 году в портах Латвии было перевалено 44,928 млн тонн грузов, что на 28% меньше 2019 года.
Правительственная коалиция 15 марта выразила поддержку предложенной министром сообщения Латвии Талисом Линкайтсом модели управления портами. Изменениями к закону о портах Минтранспорта предлагает для управления Рижским и Вентпилсским портами, а также Лиепайской специальной экономической зоной создать государственные общества капитала, акции которых смогут получить и самоуправления при условии, что государству останется не менее двух третей акций. Как пояснял Линкайтс, реформа в портах Латвии затеяна для того, чтобы в управление пришли профессионалы, а чиновничье влияние было сведено к минимуму.
Однако портовые организации и стивидоры критикуют реформу в нынешнем виде уже на протяжении нескольких месяцев, жалуясь, что их мнение не было учтено, а экономическая выгода от изменения модели управления не просчитана и неочевидна. Кроме того, высказывались опасения, что реформа может отпугнуть инвесторов и нанести ущерб принципам честной конкуренции.