РИГА, 17 мар — Sputnik. Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс считает, что попытки отдельных групп по интересам противодействовать реформе управления портами связаны с опасениями об утрате влияния. В случае Вентспилсского порта речь идет о швейцарском адвокате Рудольфе Мерони.
Правительственная коалиция 15 марта выразила поддержку предложенной министром сообщения Латвии Талисом Линкайтсом модели управления портами. Изменениями к закону о портах Минтранспорта предлагает для управления Рижским и Вентпилсским портами, а также Лиепайской специальной экономической зоной создать государственные общества капитала, акции которых смогут получить и самоуправления при условии, что государству останется не менее двух третей акций. Как пояснял Линкайтс, реформа в портах Латвии затеяна для того, чтобы в управление пришли профессионалы, а чиновничье влияние было сведено к минимуму.
Однако портовые организации и стивидоры критикуют реформу в нынешнем виде уже на протяжении нескольких месяцев, жалуясь, что их мнение не было учтено, а экономическая выгода от изменения модели управления не просчитана и неочевидна. Кроме того, высказывались опасения, что реформа может отпугнуть инвесторов.
Министр сообщения Талис Линкайтс, комментируя ситуацию в эфире Латвийского радио, заявил, что попытки тормозить реформу объясняются опасениями потерять влияние. Он отметил, что в случае Вентспилса недовольство запланированными изменениями выражается со стороны швейцарского адвоката Рудольфа Мерони, в соответствии в постановлением суда отвечавшего за хранение имущества мэра Айварса Лембергса, которого суд первой инстанции признал виновным по делу о коррупции.
"Я понимаю, что есть различные лобби и группы интересов, которые не хотят ничего менять. Есть одна группа предпринимателей, которая выразила недовольство этими переменами – в Вентспилсе это так называемая группа Мерони, где есть люди, фактически отвечающие за сохранение определенного судом имущества. Конечно, они очень обеспокоены ситуацией, которая может сложиться в результате реформы управления портами, и тем, как изменятся сферы влияния", - сказал Линкайтс.
Министр также подчеркнул, что существующая модель управления портами была создана в 90-е годы пошлого века, и "один их архитекторов этой системы сейчас находится в тюрьме". Латвия должна уйти от этой модели, заявил Линкайтс.
Он также подчеркнул, что управлять портами должны профессионалы, а не политические ставленники.
"По-моему, самое важное - это профессиональное руководство для порта, которое было бы выбрано в конкурсном порядке. Я бы сказал даже, что было бы хорошо, если бы это был международный конкурс, потому что у нас не так много специалистов по портам. Если мы увидим профессиональный бизнес-план, а затем профессиональную деятельность как в снижении затрат, так и создании рабочих мест на территории этих портов, можно будет сказать, что реформа была успешной", - заявил Линкайтс.
Также он заострил внимание на том, что планируется менять схему работы самих портов, изменится лишь модель управления. "Мы не меняем экономическую составляющую в сфере управления портами. Следовательно, ничего не меняется в отношении доходов, размеров портовых сборов, заключенных договоров, платежей самоуправлениям. Чисто с экономической точки зрения здесь не ожидается прямого эффекта в одном или другом направлении", - заявил Линкайтс.
Он выразил надежду, что Сейм Латвии в течение этого года одобрит необходимые изменения в законах, а в середине следующего года Рижский и Вентспилсский порты могли бы уже работать в новом юридическом статусе. В то же время он отметил, что в случае Лиепайского порта процесс будет запущен уже после того, как будет реформировано управление Рижского и Вентспилсского портов. "Я бы сказал, что история Лиепаи может начаться в 2023 году", - заключил Линкайтс.