ЕС покушается на интернет-торговлю: 7 млрд евро "состригут" с потребителей

Рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" уже превратился в издевку, а с 1 июля этого года ситуация с интернет-покупками еще больше усложнится: в ЕС облагаться НДС будут все посылки
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 26 фев — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран, начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 миллиардов евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают посылочный коллапс.

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1,5 миллиона деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 миллионов посылок, посылочная система Omniva (родом из Эстонии) - 3 миллиона, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом, можно прогнозировать добавление минимум 13 миллионов деклараций к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить. На реконструкцию "электронных мозгов" таможни правительство Латвии выделило 1,2 миллиона евро. Деньги освоили, а проблему не решили. Азбука управления подсказывает, что нарастить объемы любого товарного потока в 10 раз за один год нереально.

Оценили посылку на свое усмотрение: как Latvijas Pasts c бабушки 72 евро требовала

Логично было Еврокомиссии, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложить какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы "прописаться" в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на "прописку" в Великобритании. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

С импортом в Соединенное Королевство проще: ввозишь товар по декларации – и в течение полугода должен заплатить налог. Налоговая администрация одна, контролировать достаточно просто. А в Евросоюзе налоговых администраций 27, и бюджетов 27, каждый хочет получить свое. Если НДС будет уплачиваться при ввозе товара в одну из стран, а затем товар будет свободно циркулировать внутри ЕС, поток устремится в страны с меньшей ставкой налога. Перекос возникнет объективно, а потом к этому могут примешаться субъективные факторы, как в "алкогольной войне" между Латвией и Эстонией.

Евросоюз предлагает крупным платформам интернет-торговли (Amazon, Aliexpress, Ebay) зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живет конечный покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно путем автоматического перерасчета. Но пока инструментов для принуждения китайских игроков не придумано, а значит, они всеми силами будут пытаться избежать лишних хлопот для себя.

Ударит это в конце концов по покупателям. Уже сейчас рекламный слоган "Легко купить, легко вернуть" превратился в издевку, по крайней мере в Латвии. Если ты заказал несколько вещей через интернет через пакомат, возвращать их придется на латвийской почте. А значит, при существующих ограничениях выстоять в очереди на улице не менее двух часов, да еще и заплатить за обратную пересылку товара, который "легко вернуть", несколько десятков евро.

"Почта Латвии" получила первые посылки из Великобритании, которые придется растаможить

"С европейскими поставщиками возврат еще проходит более или менее гладко, а вот случаи возврата товара в Китай, когда возвращенные вещи ушли, а денег за них покупатель не получил, фиксируются все чаще, - говорит эксперт в области логистики Дмитрий Трунов. – Индивидуальный потребитель вряд ли сможет постоять за себя в подобном конфликте, а все системы защиты его прав на государственном уровне "по удаленке" не работают".

"Люди привыкли к сервису, и никто не захочет заполнять декларации в индивидуальном порядке при получении посылок, которые с 1 июля будут тотально облагаться налогами. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше, "одним кликом", добавив НДС и необходимые пошлины в цену при оплате через интернет, – считает Трунов. – Однако интернет-платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10, 15, 20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдет вал отказов".

"Единого решения для всех стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнет давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя. Но для этого нужно законодательное решение Европарламента, а мы видим, с какой задержкой евробюрократы продвигают решения", – заключает эксперт.