Юшков: Литва не замерзнет, если не разберет ЛЭП из России

Все политизированные проекты в сфере энергетики оборачиваются для литовских потребителей тем, что стоимость энергии растет, а надежность снабжения падает
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Юшков: Литва не замерзнет, если не разберет ЛЭП из России

Правительство Литвы одобрило поправки, определяющие статус и условия эксплуатации аккумуляторных батарей - хранилищ в национальной системе электроснабжения, сообщает Sputnik Литва. Они должны обеспечить бесперебойную работу литовской энергосистемы до завершения проекта синхронизации и выхода из БРЭЛЛ.

Литва отказывается от БРЭЛЛ исключительно по политическим мотивам, а все политизированные проекты в сфере энергетики оборачиваются для литовских потребителей ростом стоимости энергии и снижением надежности поставок, заявил Sputnik Латвия эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По словам эксперта, Литва ведет речь об устройстве, которое призвано обеспечить надежность энергоснабжения и стать некой заменой БРЭЛЛ, но именно о надежности здесь говорить не приходится.

"Устройство позволит покрывать определенные пики потребления, но что произойдет, если пик потребления будет больше, чем мощность этой батареи? Получается, кого-то будут отключать от энергоснабжения? То устройство, которое позиционируется как система повышения надежности энергоснабжения, в реальности такой надежности не дает", - указал Юшков.

Аналитик подчеркнул, что покрывать любые пики в ситуации Литвы можно только при помощи импорта электроэнергии из России и Беларуси - то есть Литве нужно либо поставить десятки подобных батарей, либо не отказываться от БРЭЛЛ.

"Подобная система хранения электроэнергии не только дорогая, но и довольно быстро потребует замены. Никакого рывка в производстве аккумуляторов-накопителей в мире сейчас не происходит, надежной системы хранения по-прежнему нет. Получается, вы заплатите большие деньги, но задачу энергоснабжения не решите. Так что это скорее попытка властей Литвы убедить потребителей, что выход из БРЭЛЛ не приведет к коллапсу энергосистемы", - отметил Юшков.

Эксперт констатировал, что все шаги, которые Литва до этого делала для обеспечения надежности энергоснабжения, провалились.

Эксперт: морозы показали, чем рискует Литва после отключения от БРЭЛЛ
"Вильнюс провел энергокабель из Швеции в надежде получать оттуда энергию, а нынешней холодной зимой возобновляемые источники энергии не функционируют (ветряки замерзли, солнечные панели замело, а гидростанции нужного объема не дают), и Швеция перешла, наоборот, на импорт электроэнергии из Литвы. Вот вам и альтернативная система энергоснабжения. Литва думала, что получит электричество из Швеции, но вынуждена сама продавать его туда", - указал Юшков.

Собеседник Sputnik предупредил, что выход из БРЭЛЛ ничем хорошим для литовских потребителей не закончится.

"Если Литва на уровне регулятора заявит о прекращении импорта электроэнергии, но саму систему разрушать не будет и оставит возможность перетоков, то в экстренных ситуациях сможет ей воспользоваться. В Литве может сложиться такая же ситуация, как нынешней зимой на Украине. Киев запретил импорт электроэнергии из России, но линии электропередачи не разобрал. Сейчас, когда начался коллапс из-за холодов и нехватки угля, Украина возобновила импорт из России", - рассказал Юшков.

По мнению аналитика, в идеале литовским потребителям нужно, чтобы государство поступило именно таким образом.

"При всех политических заявлениях стоит поддерживать инфраструктуру в рабочем состоянии, чтобы в случае коллапса вернуться к закупкам энергии у России или Беларуси", - добавил Юшков.

Энергосети Латвии, Литвы и Эстонии до сих пор работают в синхронном режиме с постсоветской энергетической системой в так называемом кольце БРЭЛЛ. Страны Балтии запланировали к 2025 году выйти из БРЭЛЛ и синхронизироваться с сетями Европы через две смычки с Польшей. РФ провела все необходимые мероприятия, связанные с выходом балтийских республик из ее энергосистемы, и убедилась в готовности к самостоятельной работе.