РИГА, 17 фев — Sputnik. В 2020 году количество международных поездок сократилось на 70-75%, а путешественников стало меньше на миллиард; о том, что станет с туристической отраслью дальше, рассуждает The Economist. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
На примере багажа можно проследить, как международные путешествия менялись с течением времени. Любители приключений в эпоху великих открытий в XV веке поднимали паруса на галеонах и до предела загружали их всем необходимым для путешествия, которое могло продолжаться несколько лет. Аристократы в XVIII веке совершали образовательные туры по Европе в каретах с немалым количеством сундуков, а также со слугами и даже с мебелью.
Чемоданы появились в XIX столетии, когда поездки на несколько недель за границу стали обычным делом для обеспеченных людей. К 1970-м годам туристы и управленцы должны были тащить с собой по огромным аэропортам все необходимое на несколько дней, и символом массовых путешествий стал чемодан на колесиках.
Более дешевые авиабилеты, увеличение доходов и большее количество свободного времени сделали поездки за границу обычным явлением, и сегодня возможность проведения отпуска в другой стране доступна в богатом мире многим людям, стремящимся избавиться от повседневного стресса.
Большая доступность путешествий не просто способствовала росту туризма: по всему миру разъехались сотрудники крупных компаний. Возможность уехать в другое место позволила людям получить новые знания или просто сменить обстановку, а за этим последовали свадьбы и дни рождения в других государствах. Все это способствовало объединению мира.
Однако до недавнего времени немногие люди уезжали далеко. Путешествия проходили медленно, они были дороги, в поездке нужно было полагаться на ветер или на лошадиную силу. Пар и железные дороги раскрыли эти ворота немного шире. Но еще 100 лет назад для того, чтобы уехать куда-то далеко, нужно было воспользоваться океанским лайнером или дирижаблем, а это было дорого. Цены на кабину первого класса на "Титанике" в 1912 году начинались с 30 фунтов стерлингов (3500 долларов сегодня), а за билет на трансатлантический перелет на дирижабле "Гинденбург" в 1936 году нужно было заплатить 400 долларов.
Сейчас на поезде из Пекина в Москву можно добраться за пять дней, а самолетом - за семь часов. Однако самые большие изменения были вызваны снижением цен на билеты. По данным Всемирной туристской организации ООН, в 1950 году лишь 25 миллионов человек совершили поездку за границу. В 2019 году - 1,5 миллиарда.
По данным ООН, в 2019 году почти 3/5 международных путешествий были совершены с помощью самолетов, тогда как морским транспортом воспользовались 5% путешественников и 1% — железнодорожным транспортом. Из 35% путешественников, которые пересекли международные границы на автомобиле, большую часть составили европейцы.
Отпуск — главная причина поездок за границу (55% всех путешествий). Деловые командировки составляют 11% от общего числа путешествий. Некоторые люди путешествуют по религиозным причинам (2 миллиона мусульман ежегодно посещают Мекку); а около 15 миллионов человек в 2017 году получили медицинские услуги за рубежом.
Международные путешественники пополняют кассы гостиниц, ресторанов, фирм по аренде автомобилей и туроператоров. В 2019 году общие расходы туристов достигли 1,5 триллиона долларов. До распространения COVID-19 туристическая отрасль в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляла 4,45% ВВП, и на ее долю приходилось 6,9% от числа всех работающих людей.
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), международные путешествия в 2019 году составили 6,5% глобального экспорта. В целом, как считают эксперты Всемирного совета по туризму и путешествиям, на долю путешествий и туризма приходится 330 миллионов рабочих мест, или одна десятая от общего их количества.
COVID-19 оказал разрушительное воздействие на индустрию туризма. Международные путешествия были почти полностью прекращены в период с марта по май 2020 года - 4/5 стран закрыли свои границы. По данным ООН, в 2020 году количество международных поездок сократилось на 70-75%, при этом путешественников стало меньше на 1 миллиард, а потрачено было на 1,1 миллиарда долларов меньше. Это сокращение расходов оказалось в десять раз больше, чем в 2009 году, после финансового кризиса.
Согласно прогнозу ОЭСР, туризм будет среди "последних секторов экономики, восстанавливающих потерянный спрос".
Впрочем, у прекращения туризма были и хорошие стороны: резко сократился выброс парниковых газов коммерческими самолетами, а места, которые страдали от переизбытка туристов, получили возможность сделать перерыв. В то же время оптимисты считают, что в долгосрочном плане связь между растущим благосостоянием и желанием путешествовать сохранится.
Несмотря на высокую краткосрочную цену, пандемия COVID-19 может усилить тенденции, которые сделают путешествия более простыми и наносящими меньший ущерб окружающей среде. Индустрия туризма сильно пострадала, однако новый ее вариант может стать намного лучше всего того, что было раньше.