РИГА, 14 фев — Sputnik. На этой неделе латвийские политики публично привились от COVID-19; реакция общества оказалась прохладной.
Изначально руководство страны не входило в список приоритетных групп для вакцинации, но опросы и общественные дискуссии показали, что на фоне разнообразной дезинформации по поводу пандемии и борьбы с ней латвийцам важно видеть, как прививаются премьер, президент и министры.
В четверг 11 февраля первую дозу вакцины AstraZeneca получили президент Эгилс Левитс, премьер-министр Кришьянис Кариньш и четыре бывших президента Латвии - Вайра Вике-Фрейберга, Гунтис Улманис, Андрис Берзиньш и Валдис Затлерс. Помимо этого в список приоритетной вакцинации попали: заместитель председателя Сейма Дагмара Бейтнере-Ле Галл, заместитель председателя Сейма Инесе Либиня-Эгнере, министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс и председатель комиссии Сейма по иностранным делам Рихардс Колс.
На следующий день, 12 февраля первую дозу вакцины получили председатель комиссии Сейма по национальной безопасности Марис Кучинскис, председатель комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции Юрис Ранцанс, министр обороны Артис Пабрикс, министр внутренних дел Сандис Гиргенс, министр экономики Янис Витенбергс, министр финансов Янис Рейрс, министр культуры Наурис Пунтулис, министр благосостояния Рамона Петравича, министр здравоохранения Даниэль Павлютс, министр защиты среды и регионального развития Артур Томс Плешс, генеральный прокурор Юрис Стуканс, бывший президент Латвии Раймонд Вейонис.
Массовая вакцинация политиков, однако, не произвела желаемого эффекта.
Для начала, больнице имени Страдыня, в которой проходила вакцинация, пришлось уверять сограждан, что Кариньш действительно получил вакцину.
"Первое изображение может вызвать у кого-нибудь желание задать вопрос - действительно ли со шприца снят колпачок? Фотографии, сделанные профессионалом, ясно показывают, что со шприцем все в порядке", — говорится в Facebook больницы.
Заместитель председателя парламентской фракции Новой консервативной партии (НКП) Кришьянис Фелдманс заявил, что Кариньш должен разъяснить критерии выбора государственных должностных лиц, получивших вакцину, пишет Press.lv.
Фелдманис напомнил, что министр образования и науки Илга Шуплинска (НКП) отказалась вакцинироваться до педагогического персонала. Такое же решение приняли и другие министры от НКП. При этом в вакцину получил 29-летний министр охраны среды и регионального развития Артурс Томс Плешс.
По словам Фелдманса, что вакцинация 29-летнего министра бросает тень на правительство и может быть использована для того, чтобы в целом создать негативное впечатление о руководителе Кабинета министров, а также напомнил, что на важных в государственном управлении должностях есть много пожилых людей, которым вакцина нужнее, чем молодым.
Политолог Юргис Лиепниекс также выразил недовольство внеочередной вакцинацией молодых чиновников. его гнев вызвал 36-летний Рихардс Колс.
"Охохо, этот сынок строительного миллионера, простите, тоже считается значимым для государства должностным лицом, без которого остановится нормальное функционирование государства? Вы серьезно?", - написал он на своей странице в Твиттер.
Недовольство вызвала и вакцинация министра благосостояния Рамоны Петравичи, которую многие обвиняют во вспышке COVID-19 в латвийских центрах социального ухода.
"Важная для госбезопасности персона", – иронично пишет журналистка Санита Йемберга.
Ассоциированный профессор факультета социальных наук Латвийского университета Оярс Скудра считает, что внеочередная вакцинация политиков и лидеров против COVID-19 понятна, но время для нее выбрано неудачно, пишет Press.lv.
По его словам, политики находятся в группе риска. Понятна вакцинация президента государства, премьер-министра, министра иностранных дел и министра здравоохранения, так как они должны интенсивно общаться с другими людьми. Вакцинация членов правительства также позволит шире приглашать представителей организаций на заседания кабмина.
Однако некоторые министры отказались от вакцинации, и это снова продемонстрировало раздробленность правительства, которому именно в этот момент следовало бы соблюдать единую линию, считает эксперт.