РИГА, 14 фев — Sputnik. Сектор латвийского транзита показывал худшие результаты два последних года. Кризис в портах Латвии и во всем транзите начался с 2019-го, когда стали снижаться объемы перевозок угля и нефтепродуктов из России. Настроения насчет этого в Латвии упадочные. Но есть утешение. Россия не ставила перед собой цель оставить балтийскую соседку без этого заработка, даже несмотря на царящие в Латвии настроения.
Так почему же тогда получилось, что грузы "исчезли" из Латвии? Об этом рассказал посол РФ в Латвии Евгений Лукьянов в интервью латвийской газете "Сегодня".
Почему увели грузы?
Лукьянов пояснил, что переориентация экспортного грузопотока России на портовые комплексы российского Северо-Запада - это часть стратегической программы развития российской транспортной отрасли.
Дипломат подчеркнул, что в первую очередь целью такой политики является создание в России дополнительных рабочих мест, а также появление новых источников дохода для федерального и регионального бюджетов.
Ведь решение о создании дополнительных портовых мощностей, к примеру, в Ленинградской области было принято не сегодня и никак не связано с текущим положением дел в российско-латвийских отношениях.
Посол пояснил, что, после открытия терминала в Усть-Луге в 2001 году, портовый комплекс наращивал мощности. И даже 2020 году, известном своими глобальными вызовами, грузооборот Усть-Луге превысил 100 миллионов тонн. То есть снижение наблюдалось относительно небольшое - порядка 1-3%. Также хорошую статистику показали и порты Санкт-Петербурга, Приморска, Высоцка.
Идет процесс проектирования и строительства дополнительных комплексов в Ленинградской и Мурманской областях.
Конечно, посол не мог не отметить особо актуальный в последние годы аспект безопасности.
В интересах безопасности
"Данный принцип позволяет гарантировать транспортную безопасность нашего экспорта и не зависеть от геополитической конъюнктуры, искусственных ограничений, санкций и прочих нечистоплотных приемов обыкновенной торговой войны, развязанной в отношении России давно, но активизировавшейся в последние годы", - подчеркнул Лукьянов.
При этом он еще раз обратил внимание на то, что переориентация российской логистики на собственные морские гавани – экономический в первую очередь вопрос.
Но Латвии, как отметил Лукьянов, все равно, возможно, будет доставаться часть грузопотока поскольку товарная номенклатура российского экспорта весьма разнообразна и не все грузы выгодно или удобно направлять через ту же Усть-Лугу или Высоцк, да и не всегда имеются свободные узкоспециализированные терминалы для хранения и перевалки малых партий отдельных видов сырья либо материалов.
Проблемы с транзитом
Напомним, что большие проблемы испытывает и Латвийская железная дорога. Как отмечал директор Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс, "крупнейшие российские грузоотправители подписали со своим правительством график сокращения грузопотоков через латвийские порты".
Объемы грузов и так низкие, заявлял Иесалниекс, и особенно плохо с углем, "который был нашим спасителем", констатировал он.
Экономика Латвии сильно зависит от транспортной сферы. По данным Агентства развития и инвестиций Латвии, логистика и транспорт составляют 9% ВВП страны и обеспечивают работой около 8% населения.
Однако в 2020 году транзит сократился. По информации латвийского министерства сообщения, через местные порты в прошлом году прошло 44,9 миллиона тонн грузов – это на 28% меньше, чем в 2019-м. Аналогичная ситуация складывается и с железнодорожными перевозками. В 2020 году они едва превысили 24 миллиона тонн.