РИГА, 2 янв — Sputnik.Насколько реальна "еще одна оккупация Латвии"? Если она действительно приближается, что нужно делать жителям, как себя вести, находясь под ней? Есть ли у правительства инструкции на этот счет? Оказывается – есть, в правительстве все предусмотрели! И речь тут не о строительстве Зала Будущего Музея оккупации. О стратегических планах на этот случай в интервью Latvijas avize рассказал госсекретарь министерства обороны Янис Гарисонс.
Будь креативным, чтобы не застрелили
Противник всегда будет думать об ущербе, нанесенном применением военной силы и участием в военном конфликте. Госсекретарь напоминает слова немецкого военного теоретика Карла фон Клаузевица о том, что война ставит политические цели, но важно, чтобы эта политическая цель перевешивала ущерб. Это значит, что чем больше мы готовы к нападению противника, тем меньше он захочет на нас нападать.
Посмотрим на примеры Украины и Нагорного Карабаха, предлагает Гарисонс. Когда страна допускает низкий уровень своей обороноспособности, она становится завоеванной. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы не столкнуться с реальной угрозой оккупации или самой оккупацией. Но если уже пробил час оккупации, то здесь нужно выделить несколько вещей.
Первый - это сопротивление с оружием в руках. В концепции национальной обороны определено, что военное сопротивление врагу ведет армия и ополчение. И неправильно думать, что сейчас я не пойду в Земессардзе, а только тогда, когда действительно нужно будет взяться за оружие и защитить свой дом и свою Родину.
Тогда, предупреждает эксперт, будет уже поздно. Противник не даст подготовиться. Для неподготовленного человека взяться за оружие опасно: он скорее ранит или застрелит себя и своих товарищей, чем реально навредит противнику. Таким образом, в операциях вооруженного сопротивления участвуют подготовленные люди, которыми руководят командиры.
Второе - поддержка армии со стороны населения. Это способность граждан фиксировать вещи, выходящие за рамки повседневной жизни, сообщать о них в соответствующие службы, в первую очередь, о вооруженных людях неизвестного происхождения. Информационная поддержка крайне важна. Существенной будет помощь со стороны гражданского населения продуктами питания и прочими вещами.
Третье - отказ от сотрудничества с оккупантами. Здесь каждый должен понимать, как далеко он может зайти - нельзя подвергать опасности свою жизнь или жизнь других людей. Будь креативным. Необходимо проанализировать, какие плоды принесет отказ от сотрудничества, как он повлияет на реакцию оккупирующей стороны и какой это имеет смысл. Переводя на нормальный язык – застрелят ли тебя за отказ сотрудничать и готов ли ты пойти на такую жертву, оставив детей сиротами, а жену вдовой.
"Многие читали, как народ Латвии не сотрудничал ни с немецкими, ни с советскими оккупационными властями в 1940-х годах, есть еще живые люди, которые делали именно так, но времена уже не те", - рассказывает госсекретарь. Ведь в то время больший процент людей занимались сельским хозяйством и могли прокормить себя.
Коронакризис способствует расколу общества
"Сюрреалистический момент - провожая самый, по мнению многих, несчастливый год в жизни послевоенных поколений, мы ясно осознаем, что в новом году нам предстоит пройти через кульминацию кризиса, и едва ли это будет сделать легче от осознания того, что его неизбежное разрешение приближается как свет в конце туннеля, - начинает свою колонку в газете Diena Агнесе Маргевича.
По наблюдению автора, единственная стабильная величина, которая у нас остается, как бы цинично это ни звучало, это кризис доверия на всех уровнях. Коалиционные партнеры не могут положиться друг на друга, люди не уверены, будут ли их соседи делать все возможное, чтобы не заразить себя и других опасным вирусом, хватит ли системе здравоохранения запаса прочности.
Одно из самых неприятных, это то, что уже можно смело прогнозировать: будет набирать силу дестабилизация политической ситуации, эксплуатироваться человеческие страхи, гнев и недоверие. Поэтому, пишет Маргевича, "приходится надеяться лишь на раскол среди протестующих и их неспособность объединиться в общем безответственном безумии".
Далее автор иронизирует над тем, как президенту Латвии Эгилсу Левитсу парадоксальным образом удалось приблизиться к своей цели, став народным президентом, хотя и не совсем в том смысле, который он сам вкладывал в это понятие.
Его неудачная фраза " у людей, которые умрут от ковида, Рождества не будет", действительно стала популярным мемом, оправдывая пословицу: будь проще - и люди к тебе потянутся.
Летом президентство Левитса перевалит через половину срока, и он уже постепенно начинает сталкиваться с последствиями своей прежней политики, основанной на уверенности, что все крупные коррупционные скандалы и разочарования в партийной политике отгремели до его вступления в должность, а сейчас наступило время бескомпромиссной законности и ответственной, независимой от власти денег политики - благодаря щедрому финансированию партий из госбюджета.
Левитс может искренне в это верить, но свидетельства о пожертвованиях и членских взносах "Для развития/За", а также о похожей на рейдерские захваты борьбе вокруг освоения миллионного финансирования KPV LV, где руководство партии меняется как перчатки - это, скорее всего, лишь предвестники той головной боли, что ждет Левитса в будущем году в дискуссии о целесообразности отстаиваемой им и стоившей государству миллионы модели финансирования партий.
До выборов в Сейм осталось меньше двух лет, и отсчет этого времени начался с внутреннего кризиса как минимум в двух коалиционных силах: "Для развития/За" и KPV LV... К этому всему добавляется труднопрогнозируемое влияние ковидкризиса, о котором можно сказать только то, что, к сожалению, сплочению оно не поспособствует".
Как стать расистом, гомофобом и террористом
Портал Pietiek опубликовал современную новогоднюю сказку. Хотя, почему сказку, история, которую сочинил Айвис Бикерниекс выглядит вполне правдоподобной.
"Вчера ночью шел снег.
8:00 – слепил снеговика.
8:10 - Соседка-феминистка сказала, почему не снежную бабу.
8:15 – Слепил рядом снежную бабу.
8:17 – Соседке не понравилось, что у снежной бабы великовата грудь, так как это создает неправильное представление о женском идеале.
8:20 – Пара соседей-геев упрекнула, почему не слепил двоих снеговиков.
8:22 – Сосед-трансперсона пожаловалась, почему у меня нет снегперсоны со сменяемыми частями тела.
8:25 – Веганы, проходя мимо, упрекнули, что морковкой вместо носа я издеваюсь над продуктами.
8:28 – Меня обозвали расистом, ведь снеговик и снежная баба – белые.
8:30 – Обоих выкрасил по-разному, чтобы больше были представлены другие расы.
8:37 – Меня обвинили, что я использовал blackface для снеговика… Снегоперсоны.
8:39 – Сосед с Ближнего Востока попросил, чтобы у снежной бабы было закрыто лицо.
8:42 – Соседка опять жалуется, на сей раз на то, что у снежной бабы в руках метла, что создает неправильное представление о гендерных ролях.
8:43 – Представитель службы социального равенства приехал и пригрозил выселением из дома.
8:45 – Приехал ABC News и в ходе интервью спросил – какая разница между снежной бабой и снеговиком. Я сказал, что снежные шарики, а теперь я стал сексистом.
9:00 – Я появился в новостях, как террорист, расист, гомофоб.
9:10 – Меня спросили, есть ли у меня иждивенцы и отняли обоих детей.
9:29 – Крайне левые жители улицы, для которых все является оскорбительным, маршируют по улице и требуют, чтобы я был арестован.
9:45 – Позвонил руководитель фирмы и уволил меня с связи с негативными ассоциациями.
10:00 Рыдая, напился, ведь все, чего я хотел – это слепить снеговика.
Мораль этой истории: морали нет, ибо таким стал мир".