Как в революцию 1905-го: латвийские бизнесмены прогнозируют взрывоопасную ситуацию

"Когда в холодильниках становится пусто, люди перестают думать привычными категориями государственной пропаганды", - говорит Арнольдс Бабрис
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 24 дек — Sputnik, Андрей Татарчук. Латышские бизнесмены Арнольдс Бабрис и Янис Плявиньш в открытом письме президенту Эгилсу Левитсу и премьер-министру Кришьянису Кариньшу призвали их вести диалог с электоратом. Они обращают внимание на ухудшающуюся, почти взрывоопасную ситуацию, которая складывается вокруг демократических прав избирателей, на появление признаков диктатуры и "ковид-заговора", где вообще почти все конфиденциально и непрозрачно.

"Когда в холодильниках становится пусто, люди перестают думать привычными категориями государственной пропаганды – о том, что в Латвии по-прежнему все хорошо, а если что и плохо, то в этом виноваты Кремль и Путин. Если политика в нашей стране не изменится, весной государство ждет катастрофа. Люди без работы и средств к существованию, хотя премьер говорил, бюджетных денег на поддержку населения и работодателей очень много. Ситуация ухудшилась настолько, что она стала страшной, взрывоопасной, а дальше может стать хуже", - говорит предприниматель и основатель общества "За ответственность" Арнольдс Бабрис.

Кто виноват? Неужели не Путин?

Две недели назад Бабрис и предприниматель Янис Плявиньш организовали на рижской набережной 11 Ноября открытую акцию. События 12.12.20 стали первым мирным, но серьезным протестом латышей из Риги и всей Латвии после трагически агрессивного "рижского бунта" 2009 года (когда нынешний министр обороны, а тогда молодой оппозиционный политик Артис Пабрикс от имени организации "Общества за другую политику в правовом государстве" раскачал ситуацию так, что это вылилось в массовые погромы и мародерство, - ред.). Что важно, в Латвии привыкли к протестам русских жителей, в основном представляющих оппозиционную политическую партию "Русский союз Латвии". Но две недели назад, 12 декабря, на набережную 11 Ноября пришли не русские – латыши. Факт, что многие латыши могут быть недовольны политикой государства, стал неожиданностью для политиков правящей коалиции во главе с Кришьянисом Кариньшем.

Около ста участников субботних пикетов в Риге могут оштрафовать

"В принципе, можно проводить параллели с событиями революции 1905 года в Латвии – именно латыши тогда проснулись и были наиболее активны, народный гнев, включая самые радикальные действия, не имел аналогов в других странах. Было сожжено более 600 усадеб немецких остзейских землевладельцев, от Курляндии до восточных границ Лифляндии прокатилась волна поджогов, насилия. Латыши по менталитету тяжело раскачиваются, но когда это произошло, это остановить уже невозможно. Кто виноват, что Латвия стремительно становится государством-неудачником? Это не Россия, не Путин. Так раньше обычно говорили, когда надо быстро сбросить напряжение и оправдаться, если что-то в стране идет не так. А с этим правительством теперь все не так. Когда избирателям нечего есть, не надо им говорить, что в этом виноваты другие", - говорит собеседник Sputnik.

Участники акции адресовали вопросы к политикам, за которых они голосовали. Объяснять что-то в прежнем, привычном, стиле, что демократия требует от всех солидарности и что Европейский союз поможет возместить финансовые убытки владельцам сотен закрытых ресторанов, хозяевам неплатежеспособных фирм и семьям, живущим на последние деньги, сейчас бессмысленно. Граждане Латвии протестуют против действующей политики, не видя адекватных решений ни от правительства Кариньша, ни от депутатов парламента текущего созыва. Даже факт, что Сейм заморозил на один год рост зарплат политиков, у народа вызывает только раздражение. Пропаганда против России, политика национальной сегрегации и евроцентристские дорожные карты в Латвии тем меньше актуальны, чем быстрее тают деньги в кошельках налогоплательщиков.

По словам Бабриса, 12 декабря – день, когда в Латвии объединились совершенно разные общественные организации. "Это не революция – все протесты носят мирный характер, но народ вышел показать, что он ждет от правительства адекватных действий на благо народа и нашего государства. Что мне понравилось, в тот день на набережной можно было наблюдать, что полиция и народ в своих стремлениях едины, сотрудники МВД даже поддерживают требования населения. Что изменилось за прошедшие две недели? В Латвии не введен жесткий локдаун, бизнес не полностью парализован, министр Илзе Винькеле объявила, что вакцинация от COVID-19 будет все же не тотальной и принудительной, а добровольной. Но это все лишь сиюминутные решения – нужны реформы всей политической системы в Латвии", - говорит Бабрис.

Он и предприниматель Янис Плявиньш встретились 18 декабря в Рижском замке с Андрисом Текманисом – экс-мэром Риги, послом Латвии в ЕС и в России, сейчас – руководителем Канцелярии президента Латвии. Речь на встрече шла о сложившейся взрывоопасной ситуации в государстве, что уже нельзя объяснить никакими внешними факторами, рисками и угрозами.

Цитаты из открытого письма

Мы продолжаем обращаться к вам и премьер-министру К. Кариньшу с приглашением встретиться с вами в ходе публичного обсуждения, чтобы предоставить общественности аргументированное объяснение ограничений, других незаконных мер, введенных правительством, статистику заболеваемости, принципы и критерии регистрации больных и инфицированных…

Сотни недовольных вышли протестовать на улицы Риги

Мы также повторяем наш призыв к открытой дискуссии, чтобы общественность могла напрямую узнать точные ответы от первых официальных лиц страны, включая следующие вопросы. Сколько людей были повторно протестировано и зарегистрировано как положительные более одного раза? (...) Какова будет реакция, если вакцины окажутся опасными и неэффективными? Кто ответит на вопрос о возможных побочных эффектах вакцины, если они вызовут так называемые тяжелые последствия, окажутся фатальными?

Можете ли вы подтвердить или опровергнуть, что каждый житель Латвии имеет свободный выбор вакцинироваться или нет и что отказ от вакцинации не ограничивает и не создает препятствий в процессах работы и повседневной жизни? Почему принимаемые меры по борьбе с COVID-19 хаотичны, нелогичны и кто в этом виноват? Например, частичное закрытие магазинов вызвало большие очереди и скопление людей в магазинах и общественном транспорте. Зная, что паника и стресс ослабляют иммунитет, почему ведется общественное запугивание в государственных СМИ? И почему социальные сети подвергаются цензуре за мнения и обсуждения, нелестные для правительства? Почему мерами выбрана самоизоляция здорового населения, а не больных и обслуживающего персонала? Кто из должностных лиц был наказан за некачественные маски, закупленные в этом году? Из каких стран Латвия в настоящее время покупает маски? На каком научном и медицинском основании детям от 7 лет предписано носить маски в школах, запрещая тренировки и спортивные занятия?

О персональной ответственности – это логично

Как заявил Бабрис, эти и другие вопросы требуют открытого общественного обсуждения в интересах народа Латвии, а не генерации в узком кругу политиков, приближенных лоялистов и коммерсантов. Смысл всего этого – латыши, граждане и избиратели, народ Латвии, требуют открытой честной дискуссии с президентом и премьером. Куда идет Латвия, сейчас непонятно. Люди боятся за свое будущее.

Инъекции в "мертвых лошадей" и налоговые "налеты": как власти Латвии работают в кризис

"Мы неоднократно призывали ввести уголовную ответственность для политиков и чиновников за введение общественности в заблуждение по национально важным вопросам, а в чрезвычайной ситуации введение политической ответственности за слова и обещания укрепит доверие общества к государству. Государство, применяя меры ЧС, ограничивает права человека и осуществляет концентрацию власти, поэтому мы публично призываем господ Эгилса и Кариньша содействовать демократическим процессам в стране. Общество хочет получить ответы, в том числе о недопустимой для демократического строя централизации власти в коалиционной группе, где не разделяются законодательная, исполнительная, судебная власти и СМИ как четвертая ветвь власти. Это недопустимо для демократии и несет угрозу узурпации власти и создания диктатуры. Разделение власти – это основной признак демократии общества, а подавление критики и свободы слова являются явлением диктатуры. Мы требуем введения ответственности политиков и чиновников за все совершенные ими действия или бездействие, если они направлены против народа и государства, в том числе введения уголовного наказания", - заявляет Арнольдс Бабрис.

На вопрос, если депутаты коалиции и почти полностью сросшейся с ней оппозиции не поддержат требование ввести ответственность против самих себя – ведь рыбак не голосует против рыбы, а собака - не будет против мяса, – предприниматель ответил, что данный вопрос решается демократически, путем голосования на законных выборах. Тех депутатов и партии, которые будут против личной ответственности избранников за антинародные решения, коррупцию и просто неэффективное управление, попросят вон – теоретически это выглядит логично.

"В 2021 году выборы в самоуправления, далее – выборы в парламент. В Латвии все решается только через выборы. Их результаты могут оказаться очень опасными для правящей группы. Мы подходим к тому моменту, когда на первый план выходят не идеология и пропаганда, а хлеб насущный. Целые категории людей понимают, что не кто-то там за пределами территории государства лишает их денег и попросту еды, а свои же латышские политики. Кариньш говорил, что денег очень много, но где они? Из десяти миллиардов европейского финансирования большая часть пойдет на развитие строительства и инфраструктурные проекты, где себе смогут отпилить политики. Введение персональной уголовной ответственности для политиков и чиновников возможно к выборам 2021 года. Уже Райвис Дзинтарс (лидер Национального объединения в составе правительства Кариньша) часто открещивается от коалиции, ему не нравятся многие антинародные и антигосударственные решения правительства. Терпение населения может быстро закончиться. Сегодня нужен открытый общественный диалог, завтра может быть уже поздно", - резюмирует Бабрис.