Лоббирование СПГ-терминала в Скулте замаскировали Rail Baltica и "умными лампочками"

Строительство СПГ-терминала в Скулте обернется для латвийского общества введением нового КОЗ, но, возможно, руководство страны такой сценарий вполне устраивает, если при этом деньги потекут их политическому союзнику из-за океана
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 15 дек — Sputnik. С весны, когда правительство Латвии решило присоединиться к международному бизнес-проекту "Инициатива трех морей", политики много раз отзывались о нем положительно, но в открытом пространстве нет четких объяснений того, почему именно эти конкретные заявки, включая Скултский газовый терминал, претендуют на получение финансирования из этого фонда. Более того, на латышском языке даже нигде официально не выложено списка поданных от Латвии заявок, сообщает Neatkarīgā.

Список этот таков:

СПГ-терминал в Латвии - приоритет или абсурд: что обсуждали в Сейме и при чем здесь Россия

1. Rail Baltica

2. Разработка проекта ветроэлектростанции

3. Внедрение системы интеллектуального освещения

4. Разработка и реализация решений в сфере мобильности

5. Трасса Саласпилс-Балтэзерс в рамках проекта Via Baltica

6. Строительство прибрежного терминала сжиженного природного газа

7. Развитие трансграничной оптоволоконной сети

8. Создание трансграничной сети дата-центров

Более детальной информации о том, почему Латвии так нужно оптоволокно, ветровые станции, лампочки и газопроводы, чтобы покупать их в кредит, нет. Непонятно, что тут делает проект Rail Baltica, если деньги на него дает Евросоюз. Сведения о том, как отбирались и почему направлялись именно эти заявки, не публикуются.

Доклад министерства экономики об участии агентства развития Altum в инвестиционном фонде "Инициативы трех морей" рассматривался на закрытой части заседания правительства, и публично доступен только протокол, в котором министерству экономики поручается обеспечить подключение Altum к этому фонду и инвестиции в него в размере 20 миллионов евро.

Новый КОЗ

Один из претендентов на эти деньги – проект СПГ-терминала в Скулте, американца Петериса Алоизса Рагаушса, за которым стоят Новая консервативная партия и "Новое Единство". По убеждению газеты, этот проект обернется для латвийцев новым компонентом обязательной закупки (КОЗ) – по решению правительства Latvenergo будет обязано закупать газ с этого СПГ-терминала, что крайне невыгодно в условиях честной рыночной конкуренции. Доплачивать придется всем потребителям, а заработает американский коммерсант и его латвийские сторонники.

Версия: перед смертью Павел Ребенок готовил переворот в правительстве Латвии

Долгое время не было понятно, где Рагаушс собирается взять деньги на свой проект, но теперь стало ясно, что из инвестиционного фонда "Инициативы трех морей", управление которым доверено США и в который латвийское правительство уже вложило деньги налогоплательщиков.

По мнению издания, судя по имеющейся скудной информации, другие латвийские проекты включили в число претендентов на финансирование "Инициативы трех морей" только затем, чтобы не создавалось впечатления, что американский газовый проект чересчур сильно лоббируют. К примеру, девелоперам проекта Rail Baltica – "Европейским железнодорожным линиям" и совместному предприятию стран Балтии RB Rail о заявке на новый источник финансирования и вовсе сообщили в прошлую пятницу. До этого представитель RB Rail Лива Бисениеце объясняла, что у Rail Baltica только два источника финансирования – Фонд соединения европейской инфраструктуры (Connecting Europe Facility, CEF) и национальное софинансирование. Никаких займов не подразумевалось.

Примечательно, что Скултский СПГ-терминал – единственное предприятие, которое публично объявило о заявке на финансирование "Инициативы трех морей".

"Решением латвийского правительства Скултский терминал сжиженного природного газа выдвинут как один из приоритетных проектов Латвии для привлечения финансирования в рамках "Инициативы трех морей", - говорится в заявлении терминала.

Уже договорились?

Журналисты сделали запрос в агентство развития Altum, чтобы прояснить порядок выдвижения и оценки проектов и узнать, насколько вероятно, что терминал в Скулте получит финансирование. В конце концов, руководитель Altum Рейнис Берзиньш является членом надзорного совета инвестфонда "Инициативы трех морей", так что он должен знать такую информацию.

Полученный ответ настолько неконкретен, что издание делает вывод, что Altum не хочет, чтобы широкая публика знала, как именно используются публичные средства, тем более что подробные описания проектов нигде не публикуются.

Литве никуда не деться: Юшков объяснил новые траты на терминал СПГ

"Эта инициатива – дополнительный инструмент для финансирования инфраструктурных проектов стран ЕС. Она носит коммерческий характер, чтобы гарантировать инвестиции и отдачу инвесторам.

Проекты для оценки инвестиций подают сами предприниматели или девелоперы. Принятие решения происходит в несколько этапов, оценку осуществляет инвестиционный консультант Amber Infrastructure, а также инвестиционный комитет фонда, состоящий из международных экспертов по инвестициям и управляющего фонда Fuchs Asset Management. Каждый проект проходит процедуру принятия решения, в ходе которой во много этапов оценивается его жизнеспособность и потенциальная отдача. Податели заявки или государства, от которых эти проекты получены, на этот процесс не влияют", - говорится в ответе Altum.

Как предполагает Neatkarīgā, подавая заявку на получение финансирования, латвийское правительство рассчитывало или даже уже договорилось, что американцы проголосуют за американский же проект, и вложенные Латвией 20 миллионов пойдут Рагаушсу и его политическим союзникам, несмотря на то, что интересам латвийского общества строительство СПГ-терминала и введение нового КОЗ не соответствует.