Военно-политическая активность Анкары на закавказском направлении и решение Генеральной ассамблеи Великого национального собрания Турции – ввести в Азербайджан на год неназванное количество турецких военнослужащих – выглядят неоднозначными*. Количество и рамки миссии определит администрация президента Турции, и это решение может стать катализатором региональной турбулентности.
Не нужно лишний раз объяснять, почему турецкие военнослужащие в Азербайджане априори не могут играть роль миротворцев. Анкара всеми доступными инструментами и методами защищает интересы одной из сторон конфликта.
К примеру, Россия в 2015 году временно ввела в Сирию ограниченный войсковой контингент по просьбе Дамаска (для наведения порядка) и получила в САР две постоянные военные базы. Анкара вряд ли довольна этим фактом. На азербайджанском направлении Турция способна "отыграться", имея аналогичные (зеркальные) планы помощи братскому народу и продвижения собственных интересов. Недовольным соседям придется искать эффективный ответ или просто потесниться в зоне конфликта.
Степень свободы
Азербайджанский президент Ильхам Алиев после 10 ноября при любом подходящем случае и едва ли не ежедневно напоминает, что Турция будет участвовать в операциях в Карабахе совместно с Россией. И неслучайно. Трехсторонним соглашением от 10 ноября заложено несколько малозаметных, и все же опасных неопределенностей "нового мира".
Линия соприкосновения (бывшая линия фронта) и две внутренние зоны контроля (с армянским населением) в Нагорном Карабахе есть, а внешняя зона безопасности на местности и на картах не определена. Вот, к примеру, в регионе грузино-абхазского конфликта линией разделения сторон служила река Ингури, от которой на 12 км к западу и на 12 км к востоку простиралась зона безопасности, далее еще по 12 км – зона ограничения вооружений, и все это пространство – под контролем российских миротворцев. В Карабахе зона безопасности под контролем российских миротворцев "опрокинута" внутрь, а снаружи азербайджанская сторона (и Анкара) имеют некоторую степень свободы. Посты российских миротворцев не контролируют пространство за линией соприкосновения "с той стороны". И это не главная уязвимость.
Трехсторонним соглашением изначально определены две константы прекращения огня – миротворческая операция РФ в Нагорном Карабахе (с армянским населением) и совместный российско-турецкий центр контроля (где-то в отдалении). Взаимодействие между ними вероятно, интеграция исключается. Ранее сообщалось, что мобильность турецких наблюдателей по Карабаху будет ограничена, выездные миссии не планируются (сбор информации доверят беспилотникам). И все же, за линией соприкосновения, в районах с преобладанием азербайджанского населения контрольных опций у Баку больше, а точное место расположения совместного российско-турецкого центра на территории Азербайджана пока неизвестно. Логично предположить, что он будет находиться не слишком далеко от линии разделения сторон (так проще контролировать оперативную обстановку). Возможно, в одном из семи районов, перешедших под контроль азербайджанских войск в ходе 45 суток боевых действий.
Опасные эксперименты
Азербайджан – суверенная страна, и регулярные напоминания МИД РФ об уникальности и невозможности репликации российской миротворческой операции военно-политическое руководство в Баку наверняка воспринимает как нормальный рабочий процесс.
МИД РФ отмечает, что нет даже примерных сроков определения статуса Нагорного Карабаха. Обстановка в регионе остается сложной. Ильхам Алиев заявил, что "Россия и Турция будут участвовать в операциях по обеспечению безопасности азербайджанцев и армян".
Между тем, в Баку на Аллее шехидов состоялся провокационный митинг с главным требованием – вывести российских миротворцев с территории Нагорного Карабаха. Тревожный звонок, напоминающий о многовариантном течении конфликта. Эту акцию уже осудили в парламенте Азербайджана. Но все же трехстороннее соглашение еще не прошло проверку временем, мир неустойчив.
* Парламент Турции одобрил отправку военных в Азербайджан