РИГА, 6 ноя — Sputnik, Юлия Грант. Потеряв 71% пассажирооборота, по сравнению с 2019 годом, аэропорт Рига и Латвийская ассоциация авиации намерены сделать ставку на превращение воздушной гавани в полноценный грузовой хаб для среднемагистральной авиации, с перспективой трансатлантических перелетов. "В Катаре пачка сливочного масла стоит 7 долларов. Если в Польше и Латвии себестоимость ее производства одинакова, то выиграет тот, у кого дешевле доставка", - утверждает советник правления аэропорта Артурс Кокарс.
Латвийская ассоциация авиации выступила с идеей создания частной грузовой авиакомпании, чтобы побороться за рынок перевозок, претерпевший существенные изменения с началом пандемии. Если раньше каждый пассажирский самолет мог взять на борт около 20 тонн коммерческого груза, теперь эти возможности исчезли, что моментально взвинтило ставки.
"Грузы из Китая практически весь 2020 год доставляются по "рождественским" высоким ценам, – говорит проект-менеджер компании A&A Logistic Дмитрий Трунов. – Это 3-4 доллара за килограмм, причем еще надо ухитриться попасть в график доставок. В авиаперевозках возникли очереди".
При этом стоимость обратной перевозки в Китай или в направлении Китая может быть низкой, так как речь идет о загрузке порожнего рейса. Норвегия наращивает поставки своего охлажденного лосося в Китай, и это обходится всего в доллар за килограмм. Таким образом, если заменить специальный фрахт использованием порожнего трафика, можно не только существенно сэкономить, но и выйти на новые рынки.
"В данный момент нет проблем что-то произвести, проблема – доставить на рынок, где продукт потребляют. Экспорт – кровь любой экономики, – напоминает Артурс Кокарс. – В Баку сумка сырков "Карумс" – 500 штук – в магазине раскупается в течение часа. Но поставок хотя бы средним оптом туда нет. На подобные рынки можно выйти только с помощью авиации. И это решение для латвийских производителей".
"У нас красивые лозунги про экспорт не подкреплены пониманием, где мы можем найти рынок сбыта для наших пищевых продуктов, которые по цене неконкурентоспособны с польскими и литовскими, поскольку относятся к премиум-классу, – считает член правления Латвийской ассоциации авиации Айварс Ритовс. – Чтобы доставить наши продукты на рынки, где меньше конкуренция, нужна авиация средней дальности. Африка, Ближний Восток и так далее. Проект создания грузовой авиакомпании, обслуживающей крупных мировых интернет-торговцев, – о том, как за счет доноров достичь этих рынков".
Артурс Кокарс отмечает, что радикально изменилась структура авиарынка. Такие игроки, как китайский "Али-баба", формируют свой грузовой флот, подписывая долгосрочные контракты. Для прочих свободных бортов на фрахт нет. "Сейчас мы в этом рынке не участвуем. Есть грузовой поток из Китая, но он довольно зыбкий. У нас нет конкурентоспособного предложения. В то же время Эстония создает свою грузовую авиакомпанию на базе самолетов "Боинг-747", поэтому нам надо двигаться в этом направлении как можно быстрее".
Латвийская ассоциация делает ставку на самолеты средней дальности, грузоподъемностью 42–50 тонн, и переоборудование невостребованных пассажирских лайнеров в грузовые. Для начала деятельности понадобится 2–3 борта, причем на их приобретение можно получить субсидии Евросоюза, который выделяет деньги на стимулирование постковидной экономики. Проект поддерживают (пока морально) министерства экономики и сообщений, ассоциаций молочной, мясной и рыбной отрасли. Денег из бюджета проект не потребует. Айварс Ритовс подчеркивает, что домашняя работа для развития грузового хаба в Риге уже сделана: инфраструктура позволяет обслуживать десятки рейсов в день. Но нет самолетов…
"Финансово авиационная отрасль истощена, – говорит Артурс Кокарс. – Ежедневные убытки Lufthansa исчисляются в 20 миллионов евро, но ее деятельность не останавливается, то же касается Air France-KLM. Правительства поддерживают их ради того, чтобы, когда рынок начнет восстанавливаться, было на чем летать и было кому. В том, что рынок пойдет на подъем, сомнений нет. 200–300 миллионов инвестиций в национальную авиакомпанию air Baltic – это коммерческий вклад, который окупится в течение 5 лет. Ни одна из зарубежных частных авиакомпаний не придет на наш рынок, не будет из аэропорта Рига строить полетные сетки в 80 направлений. Авиация – ключевой фактор, чтобы конкурировать с остальным миром. Мы не можем в конкурентной борьбе проигрывать странам, где есть национальные перевозчики, получающие поддержку на национальном уровне. Речь идет о создании нового потока в бизнесе и регулярной добавленной стоимости. И гранты ЕС для роста экономики нужно использовать именно на такие проекты".