Бедные станут беднее: с латвийских водителей соберут еще 70 миллионов евро налогов

Пока сами министры и их свита за деньги налогоплательщиков продолжают ездить в автомобилях бизнес-класса с трехлитровыми двигателями внутреннего сгорания, от жителей во имя климата требуют пересесть на новые машины с микроскопическими или электрическими двигателями
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 6 окт — Sputnik. Как только прошли выборы в Рижскую думу, правящая коалиция без каких-либо проблем договорилась о введении нового налога на подержанные автомобили. Этот проект пролоббировали торговцы новыми машинами. Пока сами министры и их свита за деньги налогоплательщиков продолжают ездить в комфортабельных автомобилях бизнес-класса с трехлитровыми двигателями внутреннего сгорания, от жителей во имя климата требуют пересесть на новые машины с микроскопическими или электрическими двигателями, пишет Neatkarīgā.

Подсчет правительства

Формально поправки в закон о налоге на эксплуатацию транспортных средств и налоге на легковой автотранспорт предприятий должны "предотвратить регистрацию в Латвии старых и экологически вредных легковых автомобилей", но по сути правительство пытается собрать в бюджет больше денег, заодно поддержав дружественный бизнес.

Повышение налога на эксплуатацию транспортных средств и налога на легковой автотранспорт предприятий должно принести государству дополнительно 7,8 миллиона евро в год. А новый налог на регистрацию транспортных средств принесет 15,6 миллиона евро в год. Если рассматривать среднесрочный бюджет, в ближайшие три года правительство хочет дополнительно собрать 70 140 276 евро.

Налоговый прессинг и российский газ: латвийцев заставят покупать новые автомобили

Когда в прошлом году под предлогом заботы о климате власти огласили планы по еще более резкому повышению автоналогов, общественное недовольство немного охладило пыл правительства. От запрета на ввоз в страну подержанных машин тоже отказались, хотя этого любой ценой пыталось добиться общество дилеров дорогих автомобилей "Автоассоциация" во главе с профессиональным лоббистом Андрисом Кулбергсом.

Как только совершенно новый автомобиль выезжает за двери салона, он теряет четверть своей стоимости, а в случае с более дорогими марками – более трети. Поэтому даже богатые люди воздерживаются от покупки совершенно новых автомобилей – это расточительство. Кроме того, в последние годы в автоиндустрии нередко возникают проблемы с качеством двигателей: произведено большое число некачественных автомобилей, которые уже в период гарантийного срока не вылезают из сервисов, и теперь для них отчаянно ищут рынок сбыта. Так ситуацию объясняет глава Латвийской ассоциации торговцев транспортными средствами Алдис Чима. Эта организация защищает интересы продавцов и покупателей подержанных автомобилей – а их в латвийском автопарке абсолютное большинство.

Средний возраст автомобиля в Латвии – около 13 лет. Только на год больше, чем в куда более богатой Финляндии. Сам по себе этот факт не плох и не хорош. Но латвийские власти теперь собираются объявить любую машину старше пяти лет старой, а это полный абсурд, ведь автомобиль – это почти такое же крупное вложение, как дом, а дом не сносят и не строят новый раз в пятилетку. Так не поступают даже богачи из кабмина и Сейма.

Бедные станут беднее

Если машина прошла техосмотр, она в достаточном порядке, чтобы ездить, а в сфере двигателей внутреннего сгорания в мире в последнее десятилетие никакой революции не произошло. Если мотор новый, это не означает автоматически, что он лучше. Что касается электромобилей, которым кабмин обещает нулевой налог, их мощность значительно не выросла, а цена осталась недосягаемо высокой для человека со средними доходами.

Депутат призвал латгальцев взяться за вилы

Это значит, что более высокие налоги на подержанные автомобили не смогут серьезно изменить ситуацию на рынке, поскольку у подержанных автомобилей внутреннего сгорания нет разумной альтернативы. При этом повышение налогов нанесет серьезный ущерб бюджетам домохозяйств.

На это в открытом письме правительству и ответственным министерствам указывает Ассоциация торговцев транспортными средствами: "Для малоимущих жителей перемещение – основная необходимость, поэтому из-за ограниченных финансовых возможностей они и дальше будут вынуждены приобретать автомобили более раннего года выпуска, даже если их обложат повышенными налогами.

В этих условиях с большой долей вероятности налог на регистрацию транспортных средств станет регрессивным налогом, главными плательщиками которого будут малоимущие жители.

Поэтому следует ожидать, что по-прежнему будут покупаться старые транспортные средства со средним уровнем вреда для экологии, а значительных улучшений с точки зрения защиты окружающей среды не будет".

Новые штрафы для водителей в Латвии

Как отмечает ассоциация, в Латвии политика налогов на транспортные средства более несправедлива по сравнению с соседями. В качестве примера приводится типичный семейный автомобиль VW Sharan с двухлитровым дизельным двигателем 2016 года выпуска. В Эстонии за такой автомобиль нужно будет заплатить единоразовый регистрационный взнос в размере 190 евро, без дальнейших платежей. В Литве – единоразовый регистрационный взнос 106 евро и налог на эксплуатацию транспортного средства в размере 120 евро каждый год.

Если Сейм примет предложенный правительством проект, за пятилетний VW Sharan нужно будет заплатить регистрационный налог в размере от 150 до 180 евро в зависимости от модели дизеля, а плата за десятилетнюю машину может достигнуть 536 евро. Это несправедливое дополнительное бремя, которое правящая коалиция хочет возложить на водителей уже со следующего года.